Мнение оптимиста и пессимиста о прошедшем годе:
ОПТИМИСТ (Решетников Л.П., 71 год):
Что год ушедший нам оставил? Он нам оставил войну в Сирии и в целом успешное преодоление этого барьера – разгром ИГИЛ (запрещённая в РФ террористическая организация. – Прим. ред.) и всех радикальных сил. Наши военные показали высокий уровень подготовки и профессионального мастерства несмотря на то, что были, наверное, какие-то и недостатки, которые будут учитываться в дальнейшем строительстве наших Вооружённых сил и в реализации концепции обороны страны. Почему сейчас это очень важно? Ушедший год остаётся в памяти годом мощнейшего давления на Россию со стороны Запада. Все эти санкции, которые нарастали, как снежный ком, попытки срыва наших больших экономических проектов – это тоже надо иметь в виду, потому что многие забывают, в какой внешней обстановке мы живём. Она абсолютно не создаёт условия для внутреннего развития, а точнее – мешает и препятствует. Но вопреки этому в прошедшем году Россия выдержала все испытания, и это, безусловно, наша победа. События последних месяцев говорят о том, что Запад вынужден искать какие-то точки соприкосновения с нами.
Конечно, этот год также запомнился успешным проведением чемпионата мира по футболу. Хотя я не такой уж страстный болельщик, но по линии общества «Двуглавый орёл» часто езжу по России – ежемесячно по два-три раза – и вижу, какой результат дал чемпионат мира. Это новейшие аэропорты, которым может позавидовать любая страна, это хорошие дороги, комфортабельные гостиницы. Запомнился чемпионат мира и активным проявлением интереса к нашей стране со стороны болельщиков всего мира. Они увидели, что Россия совсем не такая, как её малюют на Западе. Ну и, конечно, благодаря приезду огромной армии футбольных болельщиков со всего мира, государство получило реальную экономическую выгоду.
Очень правильным было решение провести игры не только в столице, но и в других городах России – таких как Саранск или Волгоград, в которых, вероятно, никогда ранее не играли звёзды мирового футбола, и уж точно там не высаживался столь внушительный десант зарубежных туристов. Города преобразились – и стадионы, и гостиницы, и улицы. Это тоже очень хорошо запомнилось.
Безусловно, запомнилось обсуждение такой болезненной темы, как пенсионная реформа. Но я не вижу в этом трагедии. К этому мы должны были прийти неизбежно… Рожать надо было больше, а не ограничиваться одним ребёнком в семье. И не делать аборты. Я хочу сказать – КПРФ всегда, когда критикует правительство, часто ссылается на положительный китайский опыт. Но когда критиковали пенсионную реформу, почему-то никто на китайский опыт не ссылался. А в конституции Китая записано, что за родителей отвечает старший ребёнок. В Китае пенсии ввели только в этом году – для военных и чиновников. Раньше вообще там пенсий не было. То есть пенсионный вопрос является проблемным для всех стран мира, даже для самых развитых в экономическом отношении. Поэтому драматизировать эту тему не стоит.
Сейчас надо искать возможность без революционных потрясений выходить из той экономической и морально-нравственной ситуации, в которой оказалась наша страна в результате последнего столетия. А то уже пошли призывы, напоминающие призывы 1917 года. Нельзя потерять то, что мы завоевали, а это стабильное развитие страны, медленное, но поступательное. Как бы скромно мы сейчас ни жили, а это факт, но всё равно живём лучше, чем мы жили и в советское время, и в 90-е годы, и даже в начале 2000-х. Человек должен уметь сравнивать и дорожить тем, что имеет.
Сейчас много говорят о социальной справедливости, но такой справедливости нет нигде. Даже Швеция была вынуждена отказаться от «социализма с человеческим лицом» – не потянула. Должна быть только одна – христианская справедливость. Если кому-то Господь дал большие возможности и средства – он должен поделиться с тем, кто этого не имеет. Единственное, что действительно плохо – это слишком большая разница между очень богатыми и очень бедными. В Российской империи эта разница была в 5,8 раза, в нынешней Российской Федерации – в 15 раз, а в Москве сегодня и вовсе – в 50 раз…
До революции люди, которые были очень богаты, многое делали для развития городов, храмостроительства, железных дорог, культуры и искусства, поддерживали малоимущих и неимущих. А государство в первую очередь должно обеспечивать условия для того, чтобы человек мог нормально учиться и работать. А также заботиться о его безопасности.
Не нужно быть пророком, чтобы предсказать на год грядущий новое наступление глобалистских сил на наше государство, усиление попыток свергнуть нынешнего президента России и создание у нас внутренних трудностей, дестабилизирующих ситуацию. Устроить в нашей стране вакханалию – это для Запада задача номер один, и они её будут выполнять очень упорно. Думаю, самое главное для нас сейчас – не попасться на эту удочку. Люди должны понимать, что каждое радикальное решение проблем будет лить воду на мельницу наших противников. Сегодня, несмотря на то, что все кричат, что экономика загублена, мы видим и грандиозные стройки. Заканчивают Крымский мост, скоро начнут строить огромный Таманский порт, реализуют проект газопровода «Северный поток – 2», несмотря на попытки США воспрепятствовать этому проекту. Строятся дороги, мосты, растёт количество предприятий, вновь зашевелился Волжский автозавод в Тольятти, выпустивший несколько новых интересных моделей. Поэтому наши враги и пытаются вызвать недовольство внутри страны, чтобы остановить движение России вперёд.
Не могу не сказать и о нашем обществе исторического просвещения «Двуглавый орёл». В прошедшем году мы провели второй съезд, который показал, что за год мы выросли вдвое. Теперь у «Двуглавого орла» отделения в 52 регионах России. Более чем в два раза выросло количество членов нашей организации. Заключили договор о совместной деятельности с Союзом казаков-воинов России и зарубежья, который как самостоятельная организация вступил в общество «Двуглавый орёл». На грядущий год мы ставим цель создать отделения во всех субъектах Российской Федерации. Также наша задача – привлечь больше молодёжи, усилить просветительскую работу, довести до людей правду о достижениях Российской империи, о русской монархии.
Сейчас в российском обществе наблюдается ностальгия по советскому периоду, пропаганда левых идей. Я только что вернулся от схиархимандрита Илия, и он сказал, что если так пойдёт и дальше, то страну окончательно заведут в тупик, из которого выход будет только через бунты и большую кровь. Поэтому хочу сказать: у нас есть только один правильный путь – это путь тысячелетней Руси-России, от великих князей и до последнего императора.
ПЕССИМИСТ (Леонов Н.С, 90 лет):
Прошедший 2018 год по существу – один из рядовых, не очень броских, если не сказать тусклых, годов в той череде, которая у нас идёт с 1991 года. Это трудные годы для государства, отмеченные разрушением той социально-экономической модели, которая была ранее.
На чём живёт Россия и почему она до сих пор остаётся нашей Матерью-Родиной? Основой России, составляющей её фундамент, остаются те самые три «кита», которые созданы нашим народом. Первый «кит» – это гарантия нашей независимости в виде существующего ныне ракетно-ядерного щита. Не было бы этого щита, то, конечно же, Россия сейчас вряд ли рассматривалась в качестве суверенного государства. Она бы стала предметом раздела каких-то более мощных и хищных соседей. Два других «кита», на которых покоится Россия, – это нефть и газ. Это дары Господа Бога, который наградил нас этим богатством, чтобы мы пережили чудовищные экономические трудности, которые выпали на нас, особенно в последние три десятка лет. Эти дары продолжают поддерживать жизнеспособность государства. Ничего другого за последние 30 лет мы не создали. Разрушений было достаточно, а многие отрасли промышленности вообще загублены. Но эти три «кита» остаются несущими колоннами Российской Федерации.
Чем же отметился 2018 год в истории России, в умах и серд-цах наших граждан? Во-первых, это продолжающееся обеднение страны и её населения. Бедность становится главной причиной отставания России. В чём эта бедность проявляется? В том, что при абсолютно неперспективном росте наших зарплат, при скромных размерах наших пенсий, стипендий и прочих доходов населения вся страна, за редким исключением, страдает от постоянного сокращения своих жизненных расходов. Возьмём, к примеру, постоянный рост цен на услуги ЖКХ (при отсутствии аналогичного роста наших доходов). Сейчас мы с вами непрерывно сталкиваемся со скачками роста цен. Когда-то мы стонали от увеличения цен на 5 %. Сейчас скачки цен на 15-20 % становятся нормой. Особенно бьёт по населению повышение цен на самое необходимое – продукты. Акцизным налогом (налог, который прямиком идёт в карман государства) обложили не только алкогольную продукцию, но и топливо, что привело ко всеобщему удорожанию, в том числе и продуктовых товаров. Недавно страну потрясло известие об инициативе экспертного совета при Правительстве России по введению 30 % акциза на продукты переработки красного мяса – колбасу, сосиски, бекон и т. д. Причём объяснялось это заботой о здоровье граждан. Правда, чуть позже Минздрав и Минсельхоз открестились от поддержки предложения акциза на колбасу. Но что стоит и, главное, что последует за этим информационным вбросом, – неизвестно. Во всяком случае события последнего года говорят о том, что нам расслабляться не стоит.
Также всё население России тревожит коммерциализация медицины, которая в основе своей всегда была социальной. Потому что здоровье человека – это достояние государства. В ушедшем году произошёл галопирующий рост количества медицинских услуг на коммерческой основе. Сейчас это фактически узаконено даже в простых районных поликлиниках. Это ещё больше ухудшает состояние платёжного баланса каждого гражданина.
Трудно сказать, до какого уровня дойдёт процесс постоянного изъятия у населения всё новых и новых источников дохода, вроде одобренного недавно Госдумой налога на само-занятых. В наступившем году ожидается введение налога на недвижимость, которым будет облагаться вся недвижимость, которой располагает человек: квартиры, дома, садовые участки и т. д. Всё это будет оцениваться по рыночной стоимости и облагаться налогом. Эксперты пока определяют, будут ли облагаться налогами отдельно стоящие строения типа сарая, погреба или туалета. Это грозит очень серьёзными проблемами населению. Ведь у нас нет даже простой индексации зарплат и пенсий по инфляции. А ведь этот надувающийся шарик социального недовольства очень легко будет проткнуть иголкой. Взрыв будет такой, что мало не покажется никому. Февральская революция 1917 года началась с очередей в хлебных магазинах – и рухнула тысячелетняя империя.
Не порадовало в прошлом году и принятие новой пенсионной реформы. Женщины теперь будут работать до 60 лет, а мужчины – до 65 лет. Но нет никакой гарантии, что они будут иметь работу. Даже из моего окружения есть люди, которые потеряли работу в 55 лет и больше найти её не могут. Подобные реформы потихонечку размывают доверие людей к власти.
Я неоднократно говорил, что Россия отстаёт от ритма развития других держав. Шансы для восстановления нашего ритма всегда были и есть. Но нужно прямо сказать, что руководство страны совершенно не ведёт никакого разговора о поисках таких шансов и формулировании этих путей, иначе говоря, программы на ближайшее будущее.
Из позитивного – слава Богу, что мы существуем, что не нарушена стабильность – ни политическая, ни социально-экономическая, что Россия пока сохраняет все атрибуты полновесного государства и может собраться с силами начать конструктивный путь развития. К позитиву мы также можем посчитать проведение в марте выборов Президента РФ. Выборы дали результат ожидаемый и никем не оспариваемый, они прошли без потрясений, и это плюс. В то же время сама форма проведения выборов вызывает больше вопросов, чем ответов. Потому что 7 кандидатов, которые кроме Путина принимали участие в голосовании – это малоизвестные широкой публике фигуры, которые, разумеется, априори не могли составить ему конкуренцию. В результате ни один кандидат, в том числе и выигравший выборы, не смог представить ни одной вразумительной программы развития страны на ближайшие годы. Это печально, потому что выборы президента – это выборы пути государства на предстоящие 6 лет.
Также отмечу постоянную ротацию руководителей регионов. То, что президент меняет губернаторов, – это хорошо. Но пока происходит обмен шила на мыло, и количество не переходит в качество. На губернаторских постах нужны инициативные организаторы социально-экономических процессов, способные начать поднимать Россию в регионах. Пока мы не видим, чтобы правильный процесс давал нужный результат.
Из позитивного можно отметить и проведение чемпионата мира по футболу. Организован он был действительно на высоком уровне. Но получили ли мы от него тот навар, на который рассчитывали? Впечатление создаётся достаточно неоднозначное. С одной стороны, мы показали высокую степень организации, наша команда выступила достаточно неплохо, хотя и захлёбываться от восторгов, преувеличивая качество игры и показанный результат, не стоит. Что касается основной массы вложенных средств, то они, к сожалению, в большой степени пропали. Было понастроено большое количество мощных стадионов, которые теперь просто пустуют. Мы пока не достигли того мощного рывка, на который рассчитывали, по популяризации самого массового и популярного вида спорта – футбола. Может, в будущем сможем?
Конечно, мы радуемся, что в течение этого года продолжалось строительство Крымского моста, соединяющего материковую большую Россию с российским Крымом. В этом году открыто автомобильное движение, в скором времени откроют и железнодорожное сообщение. Это весьма позитивно. Можем только иногда сетовать на то, что всё-таки строим мы не такими темпами и не с таким качеством, с которым строят аналогичные мостостроительные компании мира. Стоит заглянуть в интернет и задать вопрос, где строятся подобные мосты. Вы будете удивлены, что их много – гораздо более длинных и сложных. Это говорит об ограниченности наших ресурсов – и экономических, и инженерных. Но мы, тем не менее, гордимся, что можем делать то, что нам сейчас по силам.
Очень хорошо, что постепенно восстанавливается наше сельское хозяйство. Темпы невысокие – от 1 до 3 % в некоторых регионах, но всё-таки это плюс, и этому нельзя не радоваться. Мы начали нормально экспортировать зерно, и у нас есть уже свои традиционные рынки сбыта – Средний и Ближний Восток. Не могу не поделиться и тревогой. Я сам родом из крестьян Рязанской губернии и хочу сказать, что меня пугает погода – такой сухой осени, как осень 2018 года, я не припомню, а лишённая снега земля может стать жертвой морозов: при 17 градусах ниже нуля озимые могут погибнуть. Это значит, что мы потеряем урожай на 30 миллионах гектаров. И когда я слышу, что сейчас повышают цены на хлеб, то это значит, что владельцы хлебопекарной отрасли уже готовятся к этой возможной беде. Будем надеяться, что такого не случится.
Я всё-таки думаю, что время подошло к тому, чтобы руководство России, вместе со всеми здоровыми силами нашего общества, набралось мужества, силы воли, чтобы выработать дорожную карту – план развития России, перспективу на ближайшие 5-10-15 лет. Мы должны с чего-то начать. Мне надоело слышать это монотонное унылое сетование от правительства: «Ничего у нас нет…» Нужно, чтобы кто-то поднял народ на нормальную совместную созидательную работу, устроив этакий марш энтузиастов во славу Отечества. Этого я и желаю всем в грядущем 2019 году!