К вопросу о названиях населённых пунктов Тамбовской области |
На территории Тамбовской области разместилось большое количество сел, деревень, поселков. Многие из них раскинулись в живописных местах - по берегам рек Вороны, Цны, Савалы, Челнавой. Такие села, как Вельможка, Чутановка, Красивка, Караул, Верхнее Чуево - на Вороне; Знаменка, Кулеватово, Княжево, Алкужи, Чернитово, Новотомниково - на Цне, привлекают красотой русской природы, близостью лесных массивов, заливными лугами и пастбищами, множеством озер, заводей по обширным поймам рек. Может быть, именно поэтому целый ряд населенных пунктов при своем основании получали названия по озерам, урочищам, рекам, ручьям, на которых (или близ которых) они располагались: Мучкап, Понзари, Верхоценье, Кариан, Керша, Криуша, Заворонежье, Ржакса, Серповое, Пичаево, Липовица и другие. Таких селений в данное время насчитывается 146, в прошлом их было значительно больше, но часть из поселений получили другие названия. Как например, Большой Ломовис, Митрополье тож; Дальняя Липовица, Даниловка тож; Кариан, Алехино тож и другие. В Умётском районе есть сёла Софьинка, Натальевка, Сергиевка, Ядровка (Евгеньевка) - они названы по именам их владельцев (сестёр и брата Евгения Боратынского и самого Евгения - Ядровка). Русский царь наделил их отца землёй, когда заселялись южные границы нашей области. А потом эта земля была поделена между детьми. В Моршанском районе есть два села, называемые Куликами. Большие Кулики основаны на исходе первой половины XVII века. А в 1678 году. часть жителей этого села образовало новое, назвав его тоже Куликами, но Малыми. Верно, что в прошлом на Тамбовщине существовало несколько татарских поселений: Кугушево, Тенешовка, Нижнее и Верхнее Чуево, Сабуровка и другие. Но эти поселения ничего общего с татарами времен грабительских набегов не имели. Их жители были переселены из северных уездов бывшей Тамбовской губернии в более поздние времена (в основном в XVIII веке). Наиболее раннее татарское поселение на Тамбовщине - «село Покровское, Татарщина тож», основанное в начале XVIII века. А вот село Зимбулатово ошибочно считали татарским: - в архивном фонде Тамбовской губернской межевой канцелярии имеется «таблица подробного вычисления угодий на дачу единственного владения государственных крестьян села Алабушки и Подгорного, составленной в 1864 году, в которой указано, что из размежеванной казенной земли участок в 1800 десятин продан поручику Зимбулатову. «Полюбовная сказка утверждена уездным судом». Бывшие владельцы купленной Зимбулатовым земли: коллежская асессорша Губерти Наталья Петровна (300 десятин), московская купчиха Зинкириева Александра Федоровна (500 десятин), ученик 1 –го класса московской гимназии Зинкириев Алексей Федорович (500 десятин). Земля размежевана на 4 участка: сельцо Зимбулатово, пустошь Александровская, пустошь Грачева и пустошь Екатерининская. Земля/местность, была куплена и на этом месте деревень, до покупки, не существовало. А следовательно и татарских деревень тож. А то, что у поручика фамилия оказалась ПОХОЖЕЙ на татарскую, то это не о чём не говорит. Н.В.Муравьёв, с незначительными дополнениями и исправлениями |
http://tambovgrad.ru/content/materials/80-Iz-istorii-zaselenija-Tambovskogo-kraja.html
http://shapkino.ru/chitalnya/208/4207-1347
http://www.disserr.com/contents/93671.html - антропонимическая система Тамбовской области (становления фамилий, триимённость - личное календарное имя + патроним + фамилия, т.е. Ф.И.О.). К имени, вместо Иванов сын появильсь отчество Иванович, вместо уличного обращения появилась и фамилия.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Откуда есть Тамбовская земля?
Большинство из нас историю Тамбовской области неразрывно связывает с историей ее административного центра - города Тамбова, отметившего в 2011 году свое 375-летие. Безусловно, это правильно, но с исторической точки зрения история нашего региона, его заселения и освоения началась несколько раньше того времени, когда на реке Цне была построена крепость Тамбов. Взять, к примеру, тот же Козлов. А сколько сельских поселений было образовано до Тамбова и составило целую летопись нашего края. Но мало кто знает о них, и, наверное, все меньше шансов узнать, поскольку на нынешней карте региона многие деревни и села уже исчезли, от каких-то осталось всего лишь название.
Итак, целенаправленно русские племена пришли на освоение нынешней Тамбовщины во второй половине XVI века. Царь Иван IV Грозный приказал построить в 1553 г. в среднем течении реки Цны укрепленный город Шацк. Военная крепость и грабительские набеги татар сдерживала, да и восточные границы русского государства заметно расширила. Под прикрытием Шацкого военного гарнизона люди, в основном бежавшие от рязанских, владимирских, муромских и других бояр-феодалов, стали продвигаться на новые земли и основывать свои поселения. Так, на исходе второй половины XVI в. на побережьях рек Серпа и Цны появились такие селения, как Пенки, Серповое, Алкужи, Алкужинские Борки, Мутасьево, Карелии, Устье, Морша... Несколько позже возникли Сокольники, Крюково, Ивенье, Русское, Кулеватово… Последним крупным населенным пунктом на берегах Цны до постройки Тамбовской крепости было село Перкино. Оно как и некоторые другие поселения, указанные выше, до сих пор существуют на карте Тамбовской области. Освоенные поселенцами земли были объявлены вотчиной московских царей, а из населенных пунктов образована так называемая Верхоценская Дворцовая волость. Ее административным центром стало село Морша, в то время укрепленный военный пункт с царским двором, крепостью и острогом.
Вышеперечисленные села и ряд других в краеведческой литературе называются "Старые села" и впервые упоминаются в бортных книгах Шацкого уезда 1623 г.. На исходе первой и начале второй половины XVII в. появились поселения на землях, так называемой, Рыбной Пустоши: Алгасово, Хлыстово, Ракша, Большие Кулики, Сосновка (1640 год основания, в 55 км от села Хоботец-Васильевское)... Они тоже вошли в состав Верхоценской Дворцовой волости под названием "Новые села". По тому времени старые и новые села Верхоценской волости были крупными населенными пунктами. Например, в Серповом насчитывалось 125 домов, Алгасове - 272, Морше - 298. Это был первый этап в освоении земель нынешней Тамбовской области, особенность которого состояла в том, что населенные пункты возникали как бы стихийно. Люди, с семьями и в одиночку, в основном бежавшие от своих притеснителей, не зная друг друга, часто устраивали свои жилища в лесистой местности правого берега р. Цны и других водных преград. И лишь потом, спустя много лет, переносили свои селения на безлесную местность правого берега. Известно, что такие современные села, как Перкино, Горелое, Татаново, Бокино, основаны первоначально в лесных уложах правого берега Цны. Состав населения был однороден. Это тягловые крестьяне, принадлежавшие царскому двору и называвшиеся дворцовыми. Других социальных категорий в то время на Тамбовщине не было.
Во второй четверти XVII века началось строительство городов-крепостей Козлова и Тамбова, а вместе с ними и сооружение укрепленных городков, таких, как, к примеру, Вельский - вблизи нынешнего центра Никифоровского района, Челнавский острожек и Красный, что в окрестностях села Лысые горы. Уже в первые годы недалеко от них обживались Пушкарская, Стрелецкая, Полковая, Покровская слободы на окраинах Тамбова. Появились такие села, как Новый Тамбов (Бокино), Кузьмина Гать, Горелое, Червленое (Черняное), Поганка (Малиновка), Татаново, Куксово, Солдатская Духовка. Город Козлов оброс аналогичными слободами: Донская, Борщевая, Хмелевская, Заворонежская, Стрелецкая и другими, а в его окрестностях возникли села: Изосимово, Глазок, Степанищево и другие.
В последней четверти XVII в. осваивались земли северо-востока и западной части. Его итогом стало появление таких сел, как Пахотный Угол, Большая Талинка, Рассказово… Вблизи северных границ также основаны села, например, Новотомниково.
От уезда до губернии.
Изменения в административном делении России XVIII века произошли в ходе губернской реформы 1708 года Петра I. Тамбовский и Козловский уезды вошли в состав одной из восьми вновь образованных губерний - Азовскую, которую в 1725 г. переименуют в Воронежскую. В ходе следующего этапа петровских административных преобразований Русского государства в 1719 г. внутри губерний формируются провинции. Тамбовская провинция, с центром в Тамбове, включала в себя такие уездные города, как Козлов, Добрый, Ряжск, Верхний и Нижний Ломовы, Инсар и Борисоглебск. Во главе провинции назначался провинциальный воевода, непосредственно подчиняющийся Сенату.
Екатерина II внесла свои коррективы в укрепление центральной власти. Страна была поделена на 50 новых губерний, во главе которых встали губернаторы. В 1779 г. Указом императрицы было образовано Тамбовское наместничество с уездными городами Тамбов, Борисоглебск, Елатьма, Кирсанов, Козлов, Лебедянь, Липецк, Моршанск, Спасск, Темников, Усмань, Шацк и безуездными городами Демшинск и Добрый.
В 1796 г. Тамбовское наместничество официально преобразовали в губернию с 12 уездами. В таком неизменном виде она сохранилась до административного передела 1928 г. и представляла собой крайне неудобное образование. Она включала разные в экономическом, историческом, социальном, этническом и культурном отношении районы, зачастую мало связанные друг с другом. Объединял земли Тамбовской губернии основной вид хозяйственной деятельности населения - сельское хозяйство. Уже в XVIII в. Тамбовская губерния превратилась в хлебную житницу России. По развитости земледелия она была одной из ведущих в Европейской части страны. В 60-70-е годы XIX века Тамбовщина даже первенствовала по урожайности основных зерновых культур, по производству хлеба на душу населения.
Исторический 37-й год.
Советская власть в 1928 году Тамбовскую губернию определила в состав образованной Центрально-Черноземной области, которая через шесть лет была разделена на Курскую и Воронежскую области. Судьбоносным для нашего региона стало Постановление ЦИК СССР от 27 сентября 1937 года, согласно которому из состава Воронежской и Куйбышевской областей была выделена Тамбовская область. Но и в таком виде она просуществовала недолго.
4 февраля 1939 года ряд районов, входящих некогда в Тамбовскую область, был присоединен к Пензенской.
В настоящее время в результате всех территориальных преобразований Тамбовщина обрела свои границы и состоит на сегодня из 23 административных районов.
На момент образования по переписи населения 1939 г. в области проживало более 1,8 млн человек, из которых 85 процентов составляли сельские жители. По данным переписи 2010 года, нас осталось 1 млн 92 тысячи, причем соотношение горожан и селян составляет 59 процентов к 41...
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСТОРИИ ТАМБОВЩИНЫ:
28 февраля 2011 года в Мичуринском аграрном колледже состоялась презентация книги мичуринского краеведа Олега Сазонова "История города Козлова в документах XVII века". Это первая книга нашего земляка, коренного мичуринца, строителя по профессии. Заинтересовавшись однажды своими корнями, он стал изучать родословную. С работы в архивах и началась его краеведческая деятельность. С 2006 года на страницах мичуринских газет стали появляться его очерки по истории родного края. Со временем у О. Сазонова накопился богатый документальный материал и появилась возможность его опубликовать. Кроме того, представился достойный повод - 375-летие Козлова-Мичуринска, отмеченное мичуринцами в 2010 году. В книге освещены наиболее значимые вехи истории нашего края: основание Козлова и строительство земляного вала, образование Козловского уезда и окружных сёл, строительство стругов, Донские посылки и Азовские походы, татарские и калмыцкие набеги. В книге приведено большое количество фамилий, среди которых, возможно, кто-то найдёт сведения о своих предках, есть наиболее полный список воевод, служивших в Козлове. Из собранных исторических документов вырисовывается подлинная картина того времени. Краеведческая работа - это всегда подвижничество, кропотливый труд в архивах, библиотеках и музеях, не приносящий никакой материальной выгоды. Книга Олега Сазонова - ещё один подарок людям и признание в любви к родному краю.
Пусть эта книга, в которой из собранных исторических документов вырисовывается подлинная картина того времени, служит вам путеводителем.
Сайт Олега Сазонова (с 12.10.2011 г.): http://olegsazonow.ucoz.ru/
4 ноября 2003 года Указом Президента России В.В. Путина за № 1306 городу Мичуринску Тамбовской области присвоен статус Наукограда Российской Федерации (первого наукограда в АПК).
http://www.everyday.com.ua/timeline/cal-difs.htm - разница между юлианским (старым) и григорианским (новым) календарями. В 1635 году – было 10 дней, сейчас с 1900 до 2100 года разница = 13 дней.
XVII | 1600 | 1700 | 10 |
XVIII | 1700 | 1800 | 11 |
XIX | 1800 | 1900 | 12 |
XX | 1900 | 2000 | 13 |
XXI | 2000 | 2100 | 13 |
XXII | 2100 | 2200 | 14 |
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Как следует из исторических хроник, в 1593 - 1596 г.г. наряду с уже существующими городами, сооружаются города-крепости, положившие начало строительству новой системы укреплений - Белгородской оборонительной черты для обороны Рязани от набегов крымских татар. Известно, что к началу XVII века из центральных уездов России на южную окраину Московского государства переселилось немало русских крестьян, бежавших от крепостного гнета. В 1622 году уже 40% населения деревень Верхоценской дворцовой волости Шацкого уезда, а позже с образованием Тамбова - Верхоценской волости уже Тамбовского уезда (почти на границе Тамбовской и Рязанской областей, на границе Моршанского района) состояло из русских переселенцев – происходило вытеснение татарских кочевников с земель русских. Датой образования Верхоценской волости считается, как минимум, время до 1618 года, т.к. в писцовых книгах 1691 года есть ссылка на грамоту 126 года великой старицы Марфы Ивановны Романовой (+1492=1618).
Наиболее ранними (1622 год) поселениями Тамбовского края в бассейне р.Цны и р.Воронеж - например появляются сёла Горитово и Казинка (откуда в нашу местность через 10-15 лет переселялись драгуны)…
Верхоценская волость возникла во второй половине XVI века, а в первой трети XVII века превратилась в крупнейший хозяйственный центр юга России. С 1631 года она входит в состав дворцовых владений. Таким образом, Верхоценская волость была освоена и заселена русскими раньше других административных единиц Тамбовского края. К XVIII веку население волости представляло собой уже не массу переселенцев, а некий единый социум.
Здесь быстро стало применяться трехчленное именование (возникновения триименности), последний член которого является фамилией, у крестьян Верхоценской волости появляется уже в начале XVIII века. Само же официальное трехчленное именование (личное календарное имя + патроним + фамилия, т.е.Ф.И.О.) есть не результат развития антропонимическои системы, а искусственно выбранная согласно социальным потребностям форма именования.
Владения Марфы Ивановны Романовой - матери царя Михаила Федоровича Романова, в Верхоценской дворцовой волости Шацкого уезда в настоящее время являются юго-востоком Рязанской и Тамбовская области.
КАК ТОЧНО РАСЧИТАТЬ ВОЗРАСТ СЁЛ?
В 1657 году следуют описания сёл Козловского уезда (ныне Первомайского района), где вместе с их образованием указывается наличие в селе часовни или церкви. Что говорит о «возрасте» села – сначала возводили часовню, а позже и церковь. Это значит, что указания в 1657 году на церковь в селе означают их образование чуть позднее 1636 года.
http://olegsazonow.ucoz.ru/publ/kozlovskij_uezd_ilovajskij_stan/1-1-0-5
С учётом данной информации, примерный расчёт возраста сёл таков:
- с.Иловай-Дмитриевское, 1636 год основания – через 20 лет, на 1657 год имеет церковь Великомученика Христова Димитрия и 128 дворов (104 двора боярских и 23 двора бобыльских), а в 1650 году было 88 дворов помещиковых и 318 человек (приростало по 6 дворов в год!).
- с.Иловай-Рождественское, 1636 год основания – через 20 лет, на 1657 год имеет церковь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На 1676 год было 93 двора (40 дворов боярских, 28 дворов половинщиков боярских, 22 двора бобыльских).
- с.Лычное, 1648 год основания – через 18 лет, на 1650 год - 29 дворов (7 дворовых, а людей в них 112 человек), на 1676 год имеет церковь Церковь Великого Чудотворца Николая и 77 дворов (57 дворов боярских, 12 дворов бобыльских).
- с.Степанищево, 1645(?) год основания, на 1650 год в нём часовня во имя Богоявления и 34 двора помещиковых, а людей в них 116 человек – через 17 лет, на 1657 год в нем хотят строить церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а на 1676 год в селе 40 дворов (33 двора боярских, 5 дворов половинщиков, двор бобыльской).
- с.Дубовое, 1636(?) год основания, на 1676 год в селе церковь Великого Чудотворца Николая и 96 дворов (80 дворов боярских, 15 дворов невершонных детей боярских).
- с. Старое Кленское, 1636(?) год основания, на 1676 год в селе церковь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и церкви Великого Чудотворца Николая и 147 дворов (122 дворов боярских, 22 двора бобылей и нищих).
- с. Хобот-Богоявленское (Казинка) расположенном на речке Хоботенке у леса и населенной драгунами, 1648 год основания, на 1650 год в ней часовня во имя Богоявления Господня и 43 двора драгунских и 123 человека, а на 1657 год в селе церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а на 1676 год 79 дворов (53 двора детей боярских, 23 двора бобыльских).
- с. Старое Козьмодемьяновское (село Малой Хоботец на речке Хоботёнке), 1647 год основания, на 1650 год в нем часовня во имя Козьмы и Демьяна и 52 двора драгунских и 119 человек, а на 1657 год в селе церковь Козмы и Дамиана, а на 1676 год уже 102 двора (79 дворов боярских, 22 двора бобыльских).
- с. Старосеславино (село Сеславино на речке Тростянке), 1649 (?) год основания, на 1650 год в нем место церковное (церковь!) во имя Алексея, человека Божьего и 22 двора и 61 место дворовое помещичье и 99 человек, а на 1657 год в селе церковь Архангела Михаила, а на 1676 год церковь Архистратига Христова и уже 100 дворов (82 дворов боярских, 17 дворов бобыльских).
- с. Хоботец-Васильевское (д.Хоботовка (Хоботенка) на речке Хоботец у леса), 1635 или 1645-50 год основания, на 1650-52 год в нем 28 дворов и 24 места дворовое помещичье и 162 человека (упоминания о часовне нет). Деревня в это время восстанавливается или только основывается, у ее жителей даже еще не было распаханной земли, только лишь земли «дикого поля». А на 1657 год в селе строят церковь Василия Великого, а на 1676 год в селе Малом Хоботке значится церковь Василия Кесарийскаго и уже 56 дворов (48 дворов боярских, 7 дворов бобыльских). Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет. Но известен и 1635 год образования села - как и города-крепости Козлов (ныне Мичуринск).
Земли при нашей церкви – 34 десятины на 1887 год, это 34 х 1,45 = 49,3 Га.
ДЕСЯТИНА, поземельная мера, равная 2400 кв. саженей (1,09 га - казенная мера десятины). В 18-м и начале 19-го веков употреблялась также владельческая, или хозяйственная десятина, равная 3200 кв. саженей (1,45 га).
Какие годы правильные?
С 1650 годов в летописях упоминаются сёла Хоботец, Малый Хоботец и Хоботёнка (Хоботовка или Хоботцы) – видно такая иерархия сёл сложилась по возрастанию и населению. Это же Казинка, Горетово и Хоботцы, а по современному Хобот-Богоявленское, Старое Козьмодемьяновское и Хоботец-Васильевское. Отсюда прикидываем и образование и возраст этих сёл: о них уже упомянуто в писцовой книге 1650-52 годов. Сейчас условно понятно, что Казинка образована в 1648 году, остаются ещё два года по-старшинству. Значит Горетово основано в 1647 году, а Хоботцы – в 1645 году. Или не так?
Скорее всего, не так! А обосновывается тем, что из всех сёл, ранее называемых Хоботец или Хоботцы, это имя и название осталось только у нас - у села Хоботец-Васильевское. Вероятно, что Горетово - это Малый Хоботец, а наши Хоботцы - это БОЛЬШОЙ Хоботец и старший брат, т.к. только у него из 3-х сёл осталоси имя Хоботец. Ведь пронские казаки (шацкие и сапожковские) и ратники (мичуринские) в 1635 году уже зашищали этот рубеж Хоботцов, о чём есть письменное подтверждение от 22 ноября 1635 года в донесении воеводы И.В. Биркина и М.И.Спешнева о боях с татарами (см.ниже в тексте).
Но вот в чём сомнение. Ни в одном из сёл не было церкви с двумя престолами. Что это значит? Значит село намного старше. И то, что в наших Хоботцах было престолов два: главный - святого Василия Великого (14 января) и придельный - святой Троицы, означает вероятность образования села раньше всех, т.е. в 1635 году. Или нет?
Почему празднуем престольный праздник Покрова, а 14 января Василия Великого (Кессарийского) не прижился?
Еще апостол Павел говорил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Согласно этой заповеди, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих святых: апостолах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных, их имена внесены в церковный Диптих на вечное поминовение.
Василию Великому приписываются изобретение иконостаса и составление литургии.
Василий Великий (Кессарийский) один из трёх святых, отнесённых к Собору вселенских учителей и святителей. Этот Собор - праздник Православной церкви, посвящённый памяти Великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви. Торжество Собора вселенских учителей и святителей совершается 12 февраля.
Василий Кессарийский убеждённый поборник Киновии – это христианская монашеская коммуна, монастырь общежитского устава, как форма организации монашества на начальном историческом этапе. Монахи киновии все необходимое, еду, одежду, обувь и прочее, получают от монастыря. Труд монахов киновии безвозмезден, результаты труда полностью принадлежат монастырю. Все монахи киновии (вплоть до настоятеля) не имеют права собственности и личного имущества, а, следовательно прав дарения, наследования и так далее.
Может и при образовании нашего села отцы-основатели тоже применили похожую форму жития – общество, получающее всё от государства, но обязанное положить все своё, включая жизнь, на благо Отечества. Они проповедовали слова Василия Великого: "Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся". А?
А как быть с тем фактом, что были обустроены укрепления для сторожи, о которой говорится в росписи сторожам от 1 сентября 1571 года, где в Акте №9 в "Росписи мещерским сторожам" приказал государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии боярину своему, князю Воротынскому ведать станицы, и сторожи из Рязского: 1-я сторожа из Рязского на Воронеже под большим Юрьевым лесом у Хобота…». Хобот – это оконечная и выступающая часть леса у реки Хоботец, правого притока реки Вишневка, которая в свою очередь является правым притоком реки Лесной Воронеж. Юрьев лес находится в верховьях Лесного Воронежа - это хобот леса в 18 км от современного Староюрьево (Старого Юрьева). Акты московского государства о сторожи, 1571 год: http://krotov.info/acts/16/dvor/1571_amg.htm
ЗНАЧИТ СТОРОЖИ (НАШИ ХОБОТЦЫ) МОГЛИ БЫТЬ И БЫЛИ УЖЕ В 1571 ГОДУ?
Известно, что в 1622 году уже 40% населения деревень Верхоценской дворцовой волости Шацкого уезда (позже Тамбовского и в 100 км от наших Хоботцов) стали активно заселяться русскими людьми для отражения татарских набегов и их вытеснения оттуда. Видимо в это время и на северо-востоке будущей Тамбовской губернии стали основываться селения. В 1635 году появляется город-крепость Козлов (Мичуринск) и в это время есть упоминание о Хоботцах. Крепость построили для защиты от набегов на Рязанской окраине - земли у слияния Лесного и Польного Воронежей, где проходил Ногайский шлях.
Свидетельством, подтверждающим год основания крепости Козлов, как 1635-й, является подтверждение госархива древних актов: «В Центральном Государственном архиве древних актов хранится «Наказ из Разрядного приказа ясельничему И. В. Биркину и М. Н. Спешневу, посланным для устройства города... на Урляповом городище от 5 сентября 1635 года». В нынешнем в 143 году [примеч. - 1635 года] августа в 22 день государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руссии указал от приходу воинских людей на рязанские места, на Лесном Воронеже, на Урляповом городище ставить город. Тогда 1635 год был 143 годом. Урляпово городище находилось на месте слияния рек Лесной Воронеж и Польный Воронеж (которые слились в одну реку Воронеж, уходящую на 15 км в Старую Казинку и Горитово), около современного села Новоникольского, что в 40 км от нашего села, но есть данные, что местом расположения города-крепости должно быть село Никольское (ныне Мичуринского района), что в 4-х км от Глазка и в 18 км от с.Хоботец-Васильевского, т.к. оно находилось на направлении "главного пути" набегов крымчаков. В начале октября 1635 года воеводы и служилые люди прибыли на место. В районе старинного Урляпова городища собралось свыше шестисот служилых людей. Однако строители предложили строить город в другом месте, на р.Лесной Воронеж, в Козловом урочище. Мощный высокий берег, близость леса и реки создавали идеальные условия для строительства крепостных укреплений. И новому городу и окраинным городам людьми будет помощь и защита от ногайской сакмы великая, и на Козлове урочище по государеву указу, у бога милости прося... острог (прямо поставленные, закопанные в землю и заостренные бревна – городская рубленая деревянная стена), которому быть вместо города, обложили октября в 11 день. А церковь... обложили во имя пресвятые богородицы честного и славного Покрова Октября в 18 день.
ЗАМЕТЬТЕ! 11 октября 1635 года начали строить стены, а уже 18 октября – церковь. Значит и в сёлах так могло быть – всем миром…
И очень важное послание Государю, где сообщается, что «ноября в 22 день в час ночи ратные люди (воины) пришли в новый город (ныне Мичуринск) и сказали..., что они ходили за татары до Малого Хоботца, где громили татаровя пронских казаков. (Отписка в Разряд воевод И.В. Биркина и М.И. Спешнева о бое с татарами. Ноябрь 1635 г.).
«А татаровя азовцы ходят в Русь войною Верхоценских и Воронежских вершин, от того городища у них влево, верстах в 30 и меньше. Прошел Ценских и Воронежских вершин и городище, будет большой лес, и они разделяются, которые пойдут направо, те воюют шацкие и сапожковские, и песоченские места и приходят на Рязань, и, воевав, отходят назад той же сакмою. А которые пойдут налево, те воюют Воронежские, и Рясские, и донковские места, а воевав, ходят назад мимо Урляпова городища».
Из вышесказанного на современный менер читаем так: - крымские татары (азовские) совершают набеги на Русь в Верхоцеском районе в 60 км левее нынешней Сосновки (часть нынешнего Моршанского района) и правее от большого леса, где воюют казаки шацкие и сапожковские. Так вот в 60 км правее и есть наш "хобот" леса, что упирается в Казинку, Горетово и Хоботцы.
А нам известно, что Малый Хоботец это Старое Козьмодемьяновское село, значит наше Горетово (Ст.Козьма) уже 22 ноября 1635 года существовало? И существовало с защитниками - казаками пронскими. Значит и наше село в 1635 году тоже было!
Но по населению и домовладению видим, что к 1650 году в селе уже было 52 двора (28 казённых и 24 помещиковых) и постоянных 162 жителя (постоялых драгун до 3000 человек). Не могли же 52 двора появиться мгновенно? Или могли? Ведь ни часовни, ни церкви в селе не было. Если считать с 1635 года, то за 15 лет церковь быть должна – народ без церквей не жил. Следовательно, по Указу Царя «в одночасье» на свободных или малозаселённых землях возвели 28 казённых дома (для драгунов) и 24 дома для управляющих-помещиков. Переселено 162 жителя или они там уже были? И самое непонятное – почему к 1676 году (за 25 лет!) количество дворов почти не увеличилось: было 52 двора, а стало только 56 дворов. Только изменилась их собственность: 48 домов боярских и только 7 домов бобыльских), но появилась деревянная церковь Василия Великого, которую уже строили в 1657 году. Почему не «росло» село? Были набеги и опасения сожжения? Не было постоянного населения, а только служивые люди? И только в 1781 году в селе было уже 120 дворов и 648 жителей. Начался оседлый образ жизни людей на этой земле.
Так 1635-й или 1645-й, или 1650-й год?
Склоняемся к 1635 году, т.к. при строительстве города-крепости Козлов осенью 1635 года ратные люди ходили на помощь казакам пронским, шацким и сапожковским в МАЛЫЙ ХОБОТЕЦ (это сёла на окраина леса в виде хобота, смотрите на картах). А это старое название села Ст.Козьма из нашего "куста" сёл. Но Хоботец осталось только у села Хоботец-Васильевское (Хоботецград с Васильевским храмом!). И только у нас ДВА престола в церкви. Почему в описи 1950-52 годов в нашем селе не упоминается часовня, может потому, что уже была церковь Пресвятой Троицы и уничтожена крымчаками в боях? А молва-то передаёт из уст в уста историю. Почему праздник Покров до сегодняшнего дня в нашем селе считается престольным праздником? И почему там пишут, что в 1650-х село только образовывается? Видимо или возможно оно было уничтожено в боях с супостатами, может и применялось не для жилья населения, а для постоя драгунов-казаков, ведь если посмотреть, то в нашем селе на то время численность постоянного состава была больше (56 дворов и 162 человека), чем в двух соседних сёлах (79 дворов и 123 чел. и 102 двора и 119 чел.). Может потому и нет чёткого упоминания церковного архива как о полноценном селе, так как оно на момент переписи значилось не селом вовсе, а было в виде боевой заставы (потому и земли не обрабатывались, т.к. ратная служба этого не предусматривала), возле которой впоследствии стали обживаться сёла. Именно обживаться, т.к. они уже должны были быть. Возможно основывались в 1618-1622 годах вместе с первым форпостом против татарских супостатов на южных рубежах России - Верхоценской волостью (Шацкого и Моршанского уезда, а позже и Тамбовского уезда).
И ещё, если посмотреть на карту, то мы увидим вытянутую на юго-восток почти сплошную полосу леса Воронеж-Липецк-Хоботец Васильевское (Мичуринск) и ниже другую полосу леса Тамбов-Сосновка-Моршанск. Так вот, между Тамбовом и селом Хоботец-Васильевским есть 90 километровое открытое поле, по которому и просацивались крымчаки-татары на Рязань. Так что наше село и Тамбов были основными форпостами на указанном рубеже.
Активное заселение «дикой степи» началось в связи со строительством крепости Козлов в 1635 году для отражения набегов татарских захватчиков. В писцовой строельной книге Козловского уезда 1636 г., в описаниях уезда, сделанных в 1638, 1646, 1651 г.г., термин «Большой Воронежский лес» встречается постоянно: - этот лес простирается к северу и западу от места слияния Лесного и Польного Воронежей. В документах об организации сторожевой службы на юге Русского государства в 1571 г. отмечается, что одна из ряжских сторож стояла «на Ломовой речке под большим Воронежским лесом». Свои названия имели и меньшие по размерам леса, примыкавшие к Большому Воронежскому лесу (например, «Юрьев лес», «Хобот», «Хоботец»). Нужно конкретнее изучить историю именно Козловского участка Белгородской защитной черты. Скорее всего в нашем местечке были Хоботецкие острожки (не менее 3-4-х), которыми заканчивалась Белгородская защитная черта и дальше начиналась уже другая – с другим названием...
В больших сёлах 1636 года было от 93 до 128 (88) дворов, а в сёлах 1948 годов 29 и 43 двора. В нашем селе было 53 двора на учёт 1650-го года. Значит Хоботцы могут быть образованы в 1645 году!
На сегодня нам условно известны (со слов) годы образования соседних сёл:
- село Старосеславино – 1651 год (ошибка, не может быть позднее 1650-го)
- село Хобот-Богоявленское – 1648 год
- село Старое Козьмодемьяновское – 1647 год.
А как же быть с тем, что Старая Козьма или наше село называлось Малым Хоботцом и казаки там воевали с татарами уже 22 ноября 1635 года.
Отсюда известно, что Малый Хоботец, это Старое Козьмодемьяновское село, значит наше Горетово (Ст.Козьма) уже 22 ноября 1635 года существовало? И существовало с защитниками - казаками пронскими. Значит и наше село в 1635 году тоже было!
Но почему не было ни часовни, ни церкви.
- с. Хоботец-Васильевское (д.Хоботовка (Хоботенка) на речке Хоботец у леса), 1635 или 1645 год основания, на 1650-52 год в нем 28 дворов и 24 места дворовое помещичье и 162 человека (упоминания о часовне нет). МОЖЕТ УЖЕ БЫЛА ДЕРЕВЯННАЯ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, которая сгорела??????? ИЛИ ЧАСОВНЯ ИЛИ УЖЕ ЕСТЬ ЦЕРКОВЬ. НО ЧАСОВНИ НЕ УПОМИНАЕТСЯ, ЗНАЧИТ ЦЕРКОВЬ БЫЛА! Они пишут, что деревня в это время (1650-52) только основывается, у ее жителей даже еще не было распаханной земли, только лишь земли «дикого поля». А на 1657 год в селе строят церковь Василия Великого, а на 1676 год в селе Малом Хоботке значится церковь Василия Кесарийскаго и уже 56 дворов (48 дворов боярских, 7 дворов бобыльских). Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет. ВЕРОЯТНО СТРОИЛАСЬ НОВАЯ ЦЕРКОВЬ ВАСИЛЬЕВСКАЯ ВМЕСТО СГОРЕВШЕЙ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ???? ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ ВТОРОЙ ПРЕСТОЛ НАШЕЙ ЦЕРКВИ????
Пишут, что Хоботовка (Хоботёнка) это деревня. А деревня от села отличается наличием церкви. Значит, не было тогда церкви в селе.
Далее читаем: в 1657 году в Малом Хоботке УЖЕ СТРОЯТ церковь Василия Великого (Кесарийскаго). Заложена была в 1655 году.
Вопрос: Почему во всех сёлах сначала появлялись часовни, а потом строили церковь, а у нас в селе о часовне не вспоминается. Ведь первые упоминания письменные появились только в описи 1650-52 годов, а до этого ничего не было…
Но только письмо государю от воеводы 22 ноября 1635 года упоминает Малый Хоботец. А если есть малый, значит есть и большой или просто Хоботец.
Вот и думаем: Старая Козьма и Хоботцы. Почему имя Хоботец или Хоботцы осталось только у нашего села. По старшинству или основателю или по-наследству, что нам не надобно? А у Казинки появилось название Хобот-Богоявленское. Это хобот леса, который упирается в Казинский кордон.
Малый Хоботец (Ст.Горетово) и Малой Хоботок (Хоботцы) – какая разница?
Это же по названию реки, что сегодня уже под землёй в «роднике» за ул.Полевая и Садовая.
И ещё, почему Горетово СТАРОЕ? Значит первое или давнишнее. Значит, могло оно быть уже в 1635 году, куда казаки ходили бить азовских татар.
Наша деревня в это время (1650-52) только основывается, у ее жителей даже еще не было распаханной земли, только лишь земли «дикого поля». А на 1657 год в селе строят церковь Василия Великого, а на 1676 год в селе Малом Хоботке значится церковь Василия Кесарийскаго и уже 56 дворов (48 дворов боярских, 7 дворов бобыльских). Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет. ЗЕМЛИ ОПЯТЬ У ЛЮДЕЙ НЕТ. Для чего стояло наше село? Как выживать без земли? Или государево обеспечение или земля. А земли не было.
Если известно, что в 1655 году только заложили церковь, то возможно годом основания - считать 1650-й. Но земли и через четверть века к 1676 году у людей не было. Зачем наше село нужно было и как применялось государством, ведь 48 дворов боярских было.
Но если придерживаться существующей информации, то наше село следует фиксировать пятилетками: 1635 или 1640 или 1645 или 1650-й годы, и в 2015 году будет однозначный ЮБИЛЕЙ. Вероятнее всего и доказательно это 1650-й год, т.к. есть первое упоминание как о деревне Хоботцовка без часовни и без церкви с 52 дворами и 162 человека населения.
Или так: Горетово – 1647, Казинка – 1648, а Хоботцы – 1645-й или 1650-й год.
Основание ТАМБОВА. Название Тонбов было связано с предполагаемым местом основания крепости для защиты от набегов крымчаков на реке Липовица «напротив крайней деревни Тонбов» и реки Тонбов. Но город-крепость Тамбов заложили 17 апреля 1636 года в другом месте, однако он сохранил первоначальное наименование. В качестве опорного пункта Московского государства в районе Дикого поля для Тамбова выбрали холм при слиянии рек Цны и Студенца.
Крепость Тамбов состояла из острога и города (Кремля). Стены крепости были срублены из дуба в два связанных между собой ряда с земляной засыпкой и усилены сторожевыми башнями. Высота стен достигала 6 метров. С южной стороны крепость защищал глубокий ров, упиравшийся концами в реку Цну и Студенец. Он заполнялся водой. Крепость занял гарнизон, насчитывавший свыше 1000 воинов. Целый ряд крепостей и фортификационных сооружений был призван защищать южные границы Русского государства от набегов крымских татар и ногайцев. Сегодня, в феврале-марте 2014 года это злободневно - татары-то были КРЫМСКИЕ.
О крымских татарах подробнее: http://www.hob-vasilevskoe.lact.ru/e/3239180-voennyie-prestupleniya-v-1941-1952-g-g - (под контролем фашистов русский Крым был с 1941 по 1944 годы).
Строительство укреплённой черты потребовало громадных усилий от немногочисленного местного населения, но траты не были напрасны. Татарским набегам была поставлена надёжная преграда. Тем временем под защитой началось заселение крепости. Крестьян привлекали в этом крае плодородные земли и возможность скрыться от помещиков. Но вслед за крестьянами на тамбовские земли пришли и феодалы. В 1670 году на севере тамбовского края началось восстание. И уже 29 октября восставшие осадили Тамбов. Их было около 3 тысяч. Позже отступили, но в ноябре снова осадили город. Только 3 декабря восставшие отошли от города и весной 1671 года были разгромлены. В конце XVII века город Тамбов стал одним из сборных пунктов русских полков, принимавших участие в азовских походах. В 1738 году заново была отстроена тамбовская крепость после того, как пожар уничтожил старую. Но она уже не потребовалась. Отошло в прошлое то время, когда тамбовские крестьяне работали под защитой крепостей и караулов. Внешне Тамбов напоминал тогда большое село: те же деревянные дома, соломенные в большинстве крыши, улицы без мостовых, огороды. И только крепость говорила, что это город.
В декабре 1785 года правителем Тамбовского наместничества был назначен Гавриил Державин, который решил проблему судоходства на Цне и сделал её судоходной до Тамбова. Державин таким образом улучшил торговлю тамбовскими товарами и облегчить доставку в Тамбов дров и строевого леса. Это была огромная польза для России, что впоследствии сделало Тамбовскую губернию самой богатой в России. В 1796 году Тамбовское наместничество стало именоваться губернией. Во время Отечественной войны 1812 года тамбовчане переживали патриотический подъём. На средства местного населения было сформировано и вооружено народное ополчение из 12 тыс. человек.
События:
1642-1645 гг. - период массированных набегов крымских татар.
1647 г. - сооружение Татарского вала крепости Тамбов.
1682 г. - открытие Тамбовской Епархии.
1696 г. - взятие русской армией г.Азова.
О том, что наше село не исчезало никогда из исторических архивов и имеет почтенный исторический возраст, свидетельствуют Ревизские сказки за 1719 год – первая ревизия (Российский Государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 350, оп. 2, д. 1382), за 1762-1765 гг. – третья ревизия (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1410), и Книга переписная однодворцев и … за 1748 год (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1403). В этих документах довольно уверенно читается название нашего села (например, приложение - ф. 350, оп. 2, д. 1382, с. 332).
Свидетельствует комплекс средневековых укреплений-памятников в верховьях реки Воронеж: - Эти укрепления были насыпаны для сторожи, о которой говорится в росписи сторожам от 1571 г. (Акт №9 "Роспись мещерским сторожам"): «Лета 7079 в 1 день сентября приказал государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии боярину своему, князю Михаилу Ивановичу Воротынскому ведать станицы, и сторожи, и всякие государевы польские службы... Сторожи из Рязского: 1-я сторожа из Рязского на Воронеже под большим Юрьевым лесом у Хобота…» (Акты Московского государства. Т.1. СПб, 1890, с.1, 11-12) ("И пыль веков от хартии отряхнув...",1993, с.7-8). Эта сторожа контролировала Ногайскую дорогу. Не совсем ясно расположение этой сторожи. Ю.А.Мизис считает, что Хобот – это современная река Хоботец, правый приток реки Вишневка, которая в свою очередь является правым притоком реки Лесной Воронеж. Юрьев лес он помещает в верховья Лесного Воронежа. Это хобот леса в 18 км от современного Староюрьево (Старого Юрьева). (Мизис Ю. А. 1990, карта). Акты московского государства о сторожи, 1571 год: http://krotov.info/acts/16/dvor/1571_amg.htm и здесь отписка Государю от 1635 года: http://www.oldkozlov.ru/articles/1635otpiska2
Картографирование древнерусских памятников позволяет выявить «гнезда», или группы концентрации селищ. Селища относятся к приречному типу заселения.
После войны с Польшей 1632-1634 гг., проигранной в значительной мере из-за набегов ногайцев и татар, заставила правительство принять решительные меры по укреплению рубежей на южной окраине России и построить сплошную линию оборонительных укреплений-засечных черт по границе Дикого поля. Началом её строительства стало возведение в 1635 г. города-крепости Козлова (ныне Мичуринск). В районе Козлова Белгородская оборонительная черта соединялась с Симбирской засечной чертой, протягивающейся от Нижнего Ломова до Симбирска. Эту черту обороняли казаки общей численностью до 15 тысяч человек Создание и обслуживание засечных черт, построенных крепостей требовало большого числа служилых людей - стрельцов, пушкарей, засечных сторожей, рассыльщиков, затинщиков, воротников, рейтар и т.д., в том числе драгун и солдат полков нового (иноземного) строя, появившихся в русской армии с начала 30-х годов ХVII века. В связи с этим, прибор и (или) переселении детей боярских, стрельцов, казаков и других людей осуществлялся из различных населенных мест для проживания на границе. Так возникали солдатские слободы, поселения драгун, казацкие станицы, являющиеся пограничной стражей оборонительных черт.
Предание рассказывает, что на просторах «дикого поля» в конце леса «у хоботка», на том месте, где расположена теперь село Хоботец-Васильевское, был небольшой «острожок» («стража»), то есть сторожевая застава, на которой жили «служилые люди» - воины или ратники, охранявшие Рязань и Российское государство от набегов врагов с южной окраины от татар-азовцев.
Застава несла в основном наблюдательную и оповещательную службу, являясь в начале своего существования форпостом, и располагалась на берегу реки Хоботец.
После набегов супостата деревня исчезала, утратив свое первоначальное назначение как сторожевой заставы, но позже снова к 1950 году стала возрождаться.
Существуют исторические сведения о существовании оборонительных объектов защитной черты надолбах на «перелазах», ряда острожков, в том числе в селах Горитово и Казинки: … краткие сведения о поселениях пограничной стражи (по окладным книгам 1676 г.) о дворах поселенных драгун в селах - Малой Хоботец (Горитово тож) Козьмодемиановского прихода (53 двора); слобода Козинка Богоявленского прихода (43 двора); Старосеславино, где значилась церковь «Архистратига Христова» (82 двора); д.Хоботенка, затем с.Хоботец Васильевского прихода (48 дворов) - о солдатских, стрелецких слободах и казацких станицах…
О ЦЕРКВИ В НАШЕМ СЕЛЕ:
Первая каменная церковь была заложена в 1778 году, и окончательно появилась там примерно с середины XVIII века – 1847 году. Это был Храм святого Василия Великого с придельным престолом святой Троицы. В этом храме крестились люди, которые родом из этих мест или проживали в ближайших деревнях, о чем свидетельствуют найденные в архивах Тамбовской области исповедальные ведомости. В селе Хоботец-Васильевское (Хоботцы) также находятся старые заброшенные кладбища, где погребены наши предки, жившие в селе или близ Хоботцов с XVI века
Также и на основании данных Тамбовской областной епархии в селе в 1778 году была заложена и построена большая (на месте старой деревянной от 1655-57 года), а затем заложена кирпичная (белая) в 1847 г.) приходская церковь, в которой венчали по 50 пар молодожёнов. Примечательно, что церковь была очень большая, алтарь значительно больше, чем у сегодняшней церкви архистратига Михаила в селе Старосеславино (1887 г.).
Протокол строительного отделения Тамбовского губернского правления содержит информацию о подаче на утверждение проекта постройки храма в с.Хоботец–Васильевском: «14 января 1877 года Тамбовская Духовная консистория при отношении, полученном 14 января за №167, препроводила проект на постройку новой каменной церкви в с.Хоботец–Васильевском Козловского уезда и пояснительную записку. Проект по утверждению возвратить в консисторию. Строительное отделение Губернского Правления по рассмотрению этого проекта нашло его составленным одобрительно, а потому и полагает проект этот утвердить установленным порядком и препроводить в Тамбовскую Духовную консисторию».
Клировая ведомость «О Васильевской церкви села Хоботца Васильевского Козловского уезда за 1892–1896 годы» хранит следующую информацию: «Церковь построена в 1885 году. Освящена 2 января 1887 года. Начата постройка была в 1877 году стараниями прихожан при помощи добровольных пожертвований вместо сгоревшей 13 сентября 1875 года церкви. Здание каменное. Престол - во имя святителя Василия Великого. Притча при церкви: священник, дьякон, два псаломщика. Земли при церкви – 34 десятины (современные около 49 гектар). Ближайшие к ней церкви: Космодамианская села Хоботца Старокосмодамианского на расстоянии 1-й версты и Богоявленская села Хоботца Богоявленского в 2-х верстах».
Из Историко-статистического описания Тамбовской Епархии (издание канцелярии Тамбовской Духовной Консистории под редакцией секретаря А.Е. Андриевского, Тамбов, 1911 г. (стр 207, №277)): - приход Хобтец-Васильевский (Хоботцы). Церковь каменная, тёплая, построена в 1885 году на средства прихожан. Престолов два: главный - святого Василия Великого (14 января и 12 февраля (Собор Вселенских учителей)) и придельный - святой Троицы. Дворов 503, душ мужского прихода 1731, женского прихода 1867 (всего 3598 человек), великороссы, земледельцы, имеют душевой надельной земли каждый по 15 саженей в поле. В приходе в 3 верстах от храма есть казённый лес. Школы: церковно-приходская и земская, законоучителю в последней оплата 75 рублей в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеется опись церковного имущества и метрической книги с 1880 года. Штат: священник, диакон и два псаломщика. Братский годовой доход 1800 рублей. Корреспонденцией заведовал земский начальник 6 участка, становой пристав 4 стана на ж.д. станции "Богоявленск"...
Из заключения уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Тамбовской области тов. Гугняева: «Первомайский райисполком своим решением от 12 мая 1950 года возбудил перед облисполкомом ходатайство о разборке на материал здания церкви, находящейся в с.Хоботец–Васильевском для использования материала на строительства сельского клуба. Проверкой на месте установлено: здание церкви, находящегося в с.Хоботец–Васильевском, кирпичное, построено в 1885 году, внешний вид церкви хотя и сохранился, но здание находится в полуразрушенном состоянии. В 1942 году здание церкви подверглось пожару и во внутренней части здания все деревянные конструкции уничтожены пожаром. Купол церкви в 3-х местах частично обрушился. Имеется ряд трещин в куполе и арках окон. Кровля на церкви снята ещё в 1934 году. Здание церкви ввиду его полуразрушенного состояния никем не используется; церковь не функционирует с 1931 года, но официально не закрывалась. В Первомайском районе имеются три действующие церкви, из них ближайшая от с.Хоботец–Васильевского на расстоянии 4-х км в с.Старосеславино. Богослужение среди населения с.Хоботец–Васильевского не производится, а имеющиеся верующие в этом селе свои религиозные потребности удовлетворяют в действующей церкви с. Старосеславино.
В 1943-1944 годах верующие с.Хоботец-Васильевского возбудили ходатайство об открытии церкви, но облисполком своим решением №261 от 8 марта 1944 года отклонил ходатайство по причине, что здание церкви находится в полуразрушенном состоянии и к богослужению не пригодно.»
Из решения исполнительного комитета Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся №445 от 28 апреля 1952 года: «Учитывая, что здание церкви с.Хоботец-Васильевского находится в полуразрушенном состоянии, угрожает обвалом и ни для какой цели к использованию непригодно, разрешить Первомайскому райисполкому разобрать здание церкви под строительство сельского клуба, с зачислением стоимости строительного материала в районный бюджет.
http://olegsazonow.ucoz.ru/publ/kozlovskij_uezd_ilovajskij_stan/1-1-0-5
http://olegsazonow.ucoz.ru/load/arkhivnye_dokumenty/k_istorii_goroda/81-1-0:
- Отписка в Разряд воевод И.В. Биркина и М.И.Спешнева о бое с татарами. Ноябрь 1635 г.
- Отписка воевод И. Биркина и М. Спешнева о строительстве города Козлова. 1635 г.
- Память Козловскому воеводе Ивану Ляпунову
и другие архивные документы Козловского уезда (а ныне сёл Первомайского района)
Здесь, внизу страницы, есть архивные старинные документы: http://www.hob-vasilevskoe.lact.ru/e/3166054-manohin-anatoliy-mihaylovich-o-sele-i-rodine
http://nov-arh.ru/image/tid/24 - вот такой красивый нам нужен Храм (как наш, с двумя приделами-входами, только у главного купола нет 4-х малых куполов)