В 2020 году, 8 июля, мы вспоминали нашего ГЕРОЯ и в честь его 100-летнего Юбилея провели памятный час!!!
Мы вспомнили земляка-героя в 100-летие и помянули... Спасибо, товарищ гвардии полковник! На празднике села мы всегда вспоминаем о нём...
Герой Советского Союза гвардии капитан авиации Манохин Александр Николаевич (гвардии полковник запаса)
К 65-летию Победы Памяти Героев Советского Союза - наших земляков посвящается...
"Я люблю жизнь и за ее красоту вступил в бой". Ю. Фучик.
МАНОХИН Александр Николаевич родился 08.07.1920 года в селе Хоботец-Васильевское Первомайского района Тамбовской области. В родном селе прошло всё его детство. Их дом был или напротив школы (ныне пустырь возле Тишкиных) или у кладбища на месте дома "Блендевых".
Иноземцева Валентина Александровна (дочь Виданова (Шураева) Александра Ивановича - участника боёв на Малой Земле, который жил на Б.Погореловке, рядом с нынешним домом Чердакова Геннадия) рассказывает о Герое СССР Манохине А.Н.: «Его корни идут от Чачаниных, которые жили не напротив школы, а на Зотовом порядке у кладбища. Дом их семьи был на месте, где сейчас живёт Александр «Блендев», а на том месте, где сейчас его сарай стоит жила семья отца Чачанина (Манохина) Виктора (раньше он жил в Москве с семьёй, но потом один приехал в Хоботцы и долго жил здесь). В настоящее время живёт где-то в районном посёлке Первомайский. А его брат Сергей учился у нас в сельской школе уже в 60-80-х годах и некоторые его помнят). Их было несколько братьев, среди них и Николай-отец будущего Героя, семья которого потом переехала в Москву, а оттуда будущий Герой Манохин А.Н. переехал в г.Калинин (ныне Тверь), а вот с родителями переехал или один - не уточнено…».
После школы-семилетки он, как и многие односельчане, поехал работать в Москву, где устроился слесарем на авиационном заводе. Завод находился в Тушино, недалеко от аэродрома. Почти каждый день он своими глазами мог видеть не просто полеты, а виртуозные росчерки в голубом небе пилотов-асов.
С 1937 года Александр учится в аэроклубе Ленинградского района, а в декабре 1939 года становится курсантом Борисоглебской военной школы летчиков имени Чкалова В.П. в Липецкой области.
Учились летать тогда курсанты на многоцелевых учебных самолётах У-2 (По-2), конструктор Поликарпов Н.Н. (уроженец Орловской области и ученик зманенитого авиаконструктора Сикорского И.И. (1889-1972) эмигрировавшего из России в США в 1918 году), выпускались эти самолёты с 1928 по 1953 годы (33000 самолётов) в ОКБ-51 (Сухого), в Ленинграде и Казанском авиазаводе, двигатель 100 и 115 л.с., бомбовая нагрузка до 350 кг, вес самолёта 635-770 кг, в задней кабине мог быть и 7,62 мм пулемёт ПВ-1 ("Максим" без охлаждающего кожуха) или 7,62 мм пулемёт ШКАС (авиационная система Шпитального-Комарицкого, образца 1932 года), максимальный взлётный вес до 1350 кг (с нагрузкой), скорость полётная 100-150 км/ч (крейсерская 130 км/ч), посадочная 60-70 км/ч, разбег 100-150 м, практическая дальность полёта 530 км, максимальная высота полёта 3000-3800 метров, экипаж 2 человека. После смерти Н. Н. Поликарпова (1892-1944) 30 июля 1944 года самолёт в честь его создателя снова из У-2 переименовали в По-2. http://www.airwar.ru/enc/other1/u2.html
Учились курсанты и на самолётах-разведчиках Р-5 (на вооружении состоял до 1941 года, конструктор Н.Н. Поликарпов) и истребителях И-5, который находился на вооружении ВВС РККА до 1939 года (конструктор Поликарпов Н.Н.). Поликарпов Н.Н. выпустил в начале 1943 года истребитель И-185 - это самолёт Н. Поликарпова назван «лучшим современным истребителем». За этот самолёт в марте 1943 года Николаю Поликарпову была присуждена Сталинская премия I степени. С 1943 года Н. Н. Поликарпов одновременно с работой в ОКБ - профессор и заведующий кафедрой проектирования самолетов Московского авиационного института. Скончался он 30 июля 1944 года от рака желудка. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (на его надгробии установлен "разбившийся Икар"). В авиационных кругах Н.Н. Поликарпова называли «королем истребителей»: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами. На территории «ОКБ Сухого» создан мемориал, посвященный Николаю Николаевичу Поликарпову, где ему установлен памятник. После смерти Н.Н. Поликарпова его КБ возглавил знаменитый В.Н.Челомей, которому поручили разработку крылатых ракет. Знать об авиаконструкторе Поликарпове Н.Н. нужно для того, чтобы знали, что самолёт По-2 (У-2) "небесный тихоход" - это не «хухры-мухры», а многоцелевой боевой самолёт.
Ровно через год он уже летчик-истребитель в воинском звании лейтенанта. Военную школу окончил с хорошими и отличными оценками. С июля 1941 года он уже на фронте, в 15-м гвардейском штурмовом авиационном полку 277-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта.
На третий день Великой Отечественной войны гвардии лейтенант Александр Манохин снова учится, на этот раз овладевать техникой пилотирования грозной машиной - самолетом-штурмовиком «Ил-2». Эту машину наши солдаты ласково называли «летающим танком», а немцы - «черной смертью». После переучивания в составе 174-го штурмового авиаполка Александр Манохин прибыл на Западный фронт. Здесь полк вел бои в районе старинных русских городов Стародуба и Ельни.
С сентября 1941 года и до прорыва блокады Александр Манохин воевал на Ленинградском фронте, защищая небо Ленинграда. Фашистам не удалось с ходу захватить город. Началась длительная изнурительная блокада с суши и с воздуха. Особенно тревожно было по ночам - все небо над городом страшно гудело. Фашисты бомбили в определенном порядке. Вначале над Ленинградом появлялись два-три самолета, сбрасывающие на город зажигательные бомбы. Затем шли немецкие бомбардировщики, которые следовали через определенные интервалы. И так на протяжении всей ночи.
На немецких аэродромах вокруг Ленинграда находилось большое количество самолетов и боеприпасов. Об этом доложила наша воздушная разведка. Командование Ленинградского фронта приняло решение нанести удар по вражеским аэродромам. Из лучших летчиков было создано несколько групп для выполнения этого задания. В одну из таких групп зачислили и Александра Манохина. К этому времени он был уже опытным летчиком. На аэродроме в Крестцах находилось около 50-60 самолетов «юнкерс». Налет наших штурмовиков был внезапным. Полностью было уничтожено 15 самолетов, 20-25 не подлежали ремонту, 10-15 самолетов требовали ремонта.
30 октября 1941 года полку было приказано нанести бомбо-штурмовой удар по аэродрому «Сиверская». Группу, в которую входил и Александр Манохин, повел командир полка гвардии капитан С. Поляков. В результате было выведено из строя около 15 самолетов противника.
Приближался праздник Великой Октябрьской социалистической революции. Советское командование узнало, что немцы готовят к празднику 7 ноября мощный удар по Ленинграду. Командование Ленинградского фронта приняло решение 6 ноября нанести упреждающий удар по немецким аэродромам. Александр Николаевич Манохин вспоминал: "Группа в составе Шалимова, Смышляева, Емельянова, Мыльникова, Панфилова и меня взлетела с одного из аэродромов, расположенного севернее Ленинграда, и взяла курс на «Сиверскую». При перелете линии фронта нас встретили яростным огнем зенитки противника, так продолжалось по всему маршруту до цели. Но мы все же прорвались и нанесли удар по стоянке самолетов на северной границе аэродрома. В воздушном бою Анатолий Панфилов был сбит, остальные вернулись на базу. Мне в этом полете пришлось очень трудно. Дело в том, что во время бомбометания я удачно попал в четыре самолета, и они взорвались на земле. А у меня была высота всего где-то 250-300 метров. Сильным взрывом от этих фашистских самолетов меня подбросило на высоту до 600 метров, повредило стабилизатор, и машина стала трудно управляемой, ее тянуло все время вверх. Пришлось убрать обороты двигателя, тогда самолет стал падать на лес. Я опять прибавил обороты. И вот так шел на волнах, вверх-вниз, в течение минут тридцати. Потом мне удалось добиться горизонтального полета и благополучно вернуться на свой аэродром. На «Сиверской» в этот день было уничтожено около 40 самолетов врага.
В тот же день 13 наших истребителей тремя группами штурмовали аэродром в Гатчине (Красногвардейск) и вывели из строя 13 самолетов врага. Так советские летчики ответили на угрозу фашистского командования бомбить Ленинград в дни праздника Великого Октября».
Спустя несколько дней в полку отмечали новую победу Манохина. В группе «ильюшиных» он нанес сокрушительный удар по железнодорожной станции. В полк поступила телеграмма командующего армией, в ней говорилось, что на станции Мга сосредоточено несколько эшелонов с техникой, боеприпасами и горючим. Смертоносный груз необходимо срочно уничтожить. И вот уже один за другим с заснеженного аэродрома ушли 4 «ильюшиных». Появление советских самолётов в такую погоду явилось полной неожиданностью для врага. Гитлеровцы открыли по ним огонь только тогда, когда пара Шалимова уже успела обрушить прицельный удар по вражеским эшелонам. Вражеские зенитчики не заметили, как подошла вторая пара «ильюшиных». Манохин стремительно нанёс удар по вражеским батареям. Капитан Шалимов своей второй атакой также заставил замолчать батарею противника. Сбросив бомбовый груз, «ильюшины» ударили по эшелонам из пушек и пулемётов. Три длинные полосы, бросая вверх густые клубы дыма, огненной рекой растекались по станции. 20 декабря 1941 года однополчане поздравляли Александра Манохина с первой боевой наградой — орденом Красного Знамени.
Меткие удары Александра Манохина по врагу на этом не закончились. Сражения за Ельню и Стародубы, защита неба Ленинграда и прорыв блокады, штурм Кенигсберга (Калининграда) и Пиллау (Балтийск), разгром гитлеровцев на Земляндском полуострове - таков путь пилота, командира звена, командира эскадрильи, помощника командира полка по тактике и воздушному бою Александра Николаевича Манохина.
Боевыми успехами отметил гвардеец Манохин начало нового, 1942 года. Однажды в группе Ил-2, которую возглавлял Фёдор Павлюченко, он вылетел в район Невской Дубровки для штурмовки войск противника. «Ильюшины» шли под прикрытием четвёрки «яков». Выйдя в район цели, они с ходу начали расстреливать живую силу и технику врага. Вскоре в воздухе появились вражеские истребители. При выходе из очередной атаки самолёт Манохина попал под обстрел пары «мессеров». Фашисты пытались зайти «ильюшину» в хвост, однако умелым манёвром Манохин ушёл от прицельного огня противника. Когда же один из гитлеровских лётчиков, потеряв высоту, оказался ниже его, Манохин поймал его в прицел. В тот же миг огненная струйка опоясала мотор фашистского истребителя. Объятый пламенем «мессершмитт» пошёл к земле.
За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Александр Манохин за короткое время был награждён двумя боевыми орденами. Вскоре коммунисты полка приняли отважного воина в свои ряды.
Шли дни. Росло боевое мастерство лётчика. В июле 1942 года Манохину доверили звено.
Он совершил 383 боевых вылета, из них 295 эффективных, то есть окончившихся нанесением большого урона врагу. В его летной книжке имеются записи об уничтоженных лично 3-х самолетах противника, 8-ми - группой, самолетов на аэродроме - 29 и 91 соответственно, танков и самоходных орудий - 5 и 10, автомашин с войсками и разными грузами - 179 и 242, железнодорожных эшелонов - 3 и 6, минометов и разных орудий - 108 и 126, складов с боеприпасами и горючим -25 и 33, дотов и дзотов - 7 и 49, речных переправ и мостов - 1 и 4, различных зданий с живой силой - 5 и 9, командных пунктов врага - 1 и 3.
Очень внушительные цифры. Они дают ясное представление о том, что сделал для Победы военный летчик Александр Манохин. К 22 годам гвардии лейтенант Манохин уже был награждён двумя орденами Красного Знамени!
Как-то группа Ил-2 во главе с Манохиным вылетела для штурмовки танковой колонны врага. Погодные условия были сложные. Вместо танковой колонны по шоссейной дороге двигались одиночные машины, а наспех замаскированные танки были на обочине. Лётчики пошли в атаку. От прицельного удара первой же пары вверх взметнулся столб огня и дыма. По 4 захода сделали «ильюшины», уничтожая технику и живую силу врага.
Слава о делах и подвигах Манохина была известна далеко за пределами полка. Летом 1943 года он принял эскадрилью.
15-й штурмовой авиационный полк, в котором служил Александр Манохин, был гвардейским и получил наименование «Невского», полк награжден орденами Красного Знамени, Суворова и Кутузова IIIстепени. Двадцать летчиков полка удостоены звания Героя Советского Союза, четверо отмечены дважды Золотыми Звездами.
В 1944 году в полк, где служил гвардии капитан Манохин, прибыл его брат Алексей. Первые дни он работал оружейником на машине командира эскадрильи, а затем, успешно сдав экзамен, стал летать в экипаже Александра Манохина стрелком-радистом.
В июле 1944 года, когда братья Манохины после успешной штурмовки вражеского аэродрома возвращались на свой аэродром, их самолёт был атакован парой «мессершмиттов». Вступив в бой, Алексей прицельной очередью из пулемёта сбил один фашистский самолёт.
Вскоре группа «илов», возглавляемая помощником командира полка по тактике и воздушному бою Манохиным, снова отличилась при штурмовке вражеской автоколонны. Свыше 30 машин уничтожили тогда советские лётчики. Смело и решительно действовали стрелки-радисты. Безотказно работал пулемёт Алексея Манохина. Они помешали гитлеровцам доставить по назначению ценный груз, в котором так нуждалось их командование. Лётчики группы Манохина были награждены орденами, а Александру Манохину за 219 успешных боевых вылетов тогда была присвоена высшая награда страны.
19 августа 1944 года и гвардии капитан Манохин А.Н. за мужество и героизм на фронте был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая звезда" (№4072) и ордена Ленина. В наградном листе записано: «Славные боевые дела полка неразрывно связаны с именем и боевой работой Александра Манохина». К тому времени ему исполнился двадцать четвертый год. Высокий авторитет мастера - штурмовика Манохина, учившего своих подчинённых личным примером, засвидетельствован многими наградами Родины. Его ратные подвиги Родина отметила тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды и медалями. Особенно дорога ему медаль «За оборону Ленинграда». Манохин А.Н. воевал Ленинградском, Западном, 3-м Белорусском фронтах. До конца войны он ещё лично уничтожил на земле 60 танков и 10 самолётов противника.
15.11.1941 года он был контужен в районе Таксовских озёр на Ленинградском фронте.
13.08.1943 года он был ранен в левую руку в районе Синявинских высот на Ленинградском фронте.
И вот долгожданная Победа! Но, гвардии майор Манохин Александр Николаевич продолжил служить в Вооруженных Силах СССР. Передавая свой боевой опыт молодым летчикам в военно-воздушных силах, Александр Николаевич, вспоминая фронтовые будни, говорил: «Летчик штурмовой авиации должен летать в любых метеорологических условиях, очень часто вести боевые действия при низкой облачности и плохой видимости. Надо разбираться в сложных условиях наземного боя, чтобы наносить точные удары по врагу. умело взаимодействовать с наземными войсками, уметь вести эффективный воздушный бой с фашистскими истребителями».
Он учил летать молодых летчиков на различных типах самолётов: учебных У-2 (По-2), штурмовиках Ил-2, Ил-10 и учебно-тренировочных Як-11 и Як-18, а также сам учился в военной академии, закончив её в 1955 году. В 37 лет, в 1957 году по состоянию здоровья гвардии полковник Манохин Александр Николаевич уволился в запас. Постоянным местом жительства гвардии полковника запаса Александра Манохина стал город Калинин (ныне Тверь), это судьба большинства офицеров.
В Твери он более 13 лет работал мастером на предприятии холодильной промышленности. Будучи в запасе, Александр Манохин большое внимание уделял патриотическому воспитанию молодежи, подготовке её к военной службе. На предприятии, где он трудился, под его руководством был создан клуб с названием «Патриот», в котором охотно занимались не только юноши, но и девушки.
Затем, с конца 1974 по декабрь 1990 г.г., он более 16 лет работал в уголовно-исполнительной системе Тверской области, в производственно-диспетчерской части, где сегодня в музее истории (созданном в мае 2010 года) Управления ФСИН по Тверской области биография Александра Николаевича представлена отдельным стендом. А большую часть фотографий Героя СССР Манохина А.Н. для нашего сайта и перспективного музея любезно предоставил нам человек, которому не безразлична ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ - это начальник музея истории уголовно-исполнительной системы Тверской области, за что ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО от всех односельчан.
В апреле 2015 года, в канун празднования 70-летия Великой Победы на здании штаба ФКУ исправительной колонии №1 УФСИН России по Тверской области состоится церемония открытия мемориальной доски Героя Советского Союза Манохина А.Н.
В 37 лет, в 1957 году Герой Советского Союза гвардии полковник Манохин А.Н. ушёл в запас по болезни и с 1 июня 1958 года началась его трудовая деятельность:
1 сентября 1958 года работал в Артели «Точмеханик», г.Калинин (Тверь) - мастер-универсал, заведующий прокатным пунктом.
С 1 сентября 1960 года переведён на завод «Металлобытремонт», г.Калинин (Тверь) – ученик и мастер по ремонту холодильников.
С 8 сентября 1964 года перешёл на Калининский хладокомбинат, г.Калинин (Тверь) – сменный механик холодильного оборудования до 01.11.1973 года.
С 26.11.1974 года перешёл в исправительное Учреждение ОИ-55/1 (ФСИН), г.Калинин (Тверь) – инженер производственно-диспетчерского отдела учреждения до 28.12.1990 года (уволился по собственному желанию, ему шёл 71-й год (08.07.1920), здесь он работал более 16 лет).
25 января 1995 года, не дожив до юбилея, в возрасте 74 лет Герой Советского Союза, летчик штурмовой авиации гвардии полковник Манохин Александр Николаевич скончался... Герой похоронен на Дмитрово-Черкасском кладбище в г.Тверь.
Память о подвиге нашего отважного земляка навсегда сохранится в сердцах благодарных потомков.
В его родном Борисоглебском ВВАУЛ Герой СССР Манохин А.Н. увековечен под №140 на страничке: http://www.bvvaul.ru/content/history/pride/heroes.php и подробнее здесь: http://www.bvvaul.ru/profiles/683.php . Спасибо выпускникам этого училища, что не забывают своих героических воспитанников!
В музее нашего села имеются в наличии полные копии двух лётных книжек военного лётчика Манохина А.Н. (книжки образца 1939 года и образца 1949 года выпуска).
О нашем Герое написано и в книгах: - "Асы Сталина", 2003 год, авторы Томас Полак и Кристофер Шоурз, г.Лондон; - "Золотые звёзды калининцев", часть 1, автор Долгов И.А., 1983 год; - "Герои Ленинградского неба", 1984 год, Минеев, Шарпило, Ялыгин.
В статье использован материал Александра Насильникова из газеты "Вестник" №32 (8943) от 20.04.2005 года и фото из музея истории уголовно-исполнительной системы Тверской области.
http://airaces.narod.ru/all7/manohin.htm
.
- Офицеры запаса это кто? - Офицеры запаса - это те, кто обеспечил водружение Знамени Победы на купол Рейхстага! И те, кто ещё обязательно водрузят знамёна России в городах супостатов, если вздумают совершить на нас набеги.