15.12.2016. Президент России В.Путин прибыл в Японию с официальным визитом.
Русские КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА, а не Японские.
https://nstarikov.ru/blog/73081
Среди комментариев на одну из моих статей прочитал мнение девушки-студентки: «Конечно, Курилы отдавать не надо. Думаю, они и нам пригодятся. Но, раз японцы так упорно требуют острова, у них, наверное, есть для этого какие-то основания. Они, говорят, ссылаются на то, что у Москвы, дескать, нет юридических прав для владения островами». Полагаю, разъяснение этого вопроса теперь, когда японская сторона вновь муссирует так называемый «территориальный вопрос», особенно кстати.
О том, как принадлежавшие с 1786 года Российской Империи Курильские острова переходили из рук в руки, читатель может узнать из соответствующей исторической литературы. Поэтому начнем с 1945 года.
В 8-ом пункте Потсдамской декларации союзных держав об условиях безоговорочной капитуляции милитаристской Японии записано: «Условия Каирской декларации должны быть выполнены, японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем».
В период острой дискуссии внутри высшего руководства милитаристской Японии о выработке отношения к Потсдамской декларации, а именно, споров, капитулировать на ее основании или нет, этот пункт практически не обсуждался. Не желавшую сложить оружие японскую «партию войны» беспокоила не территория побежденной страны, а собственная судьба. Генералитет соглашался капитулировать лишь при условии сохранения существующего государственного строя, наказания военных преступников самими японцами, самостоятельном разоружении и недопущения оккупации Японии союзниками.
Что касается территориальных владений, то они рассматривались как предмет торга при попытках выйти из войны, избежав капитуляции. Чем-то пожертвовать, что-то выторговать. При этом особую роль в дипломатических маневрах принадлежала отторгнутым Японией от России Южному Сахалину и Курильским островам. Эти земли предполагалось уступить СССР в обмен на его отказ вступить в войну против Японии на стороне США и Великобритании. Более того, летом 1945 года до советского руководства доводилась информация о возможности «добровольной» передачи Советскому Союзу одного из основных островов Японского архипелага — Хоккайдо, на который в отличие от Южного Сахалина и Курил Москва никогда не претендовала. Это допускалось в расчете на то, что советский руководитель Иосиф Сталин вместо объявления войны выступит посредником между воюющими сторонами на переговорах о перемирии на выгодных Японии условиях.
Однако история распорядилась по-иному. В результате вступления СССР в войну и атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки для японской верхушки не осталось иного выхода, кроме безоговорочной капитуляции с принятием всех пунктов Потсдамской декларации, которые японское правительство обязалось неукоснительно соблюдать.
В 6-м пункте Акта о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года записано: «Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его приемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными державами представитель». Приняв условия Потсдамской декларации, японское правительство согласилось и с указанным в ней пунктом о будущих границах своей страны.
В утвержденном президентом США Гарри Трумэном «Общем приказе №1» командования союзных войск о капитуляции японских вооруженных сил определялось: «Включить все (подчеркнуто автором) Курильские острова в район, который должен капитулировать перед Главнокомандующим советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке». Выполняя это положение приказа, советские войска заняли острова Курильской гряды вплоть до Хоккайдо. В связи с этим трудно согласиться с утверждением японского правительства о том, что советское командование якобы намеревалось занять Курильские острова только до острова Уруп, а острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи оккупировали лишь, «узнав об отсутствии (на них) американских войск». Изобретенная же после войны географическая новация о «не вхождении» указанных четырех островов в состав Курильской гряды (японское название — Тисима рэтто) опровергается японскими документами и картами довоенного и военного периодов.
Принципиальное значение имеет директива командующего оккупационными войсками в Японии генерала Дугласа Макартура № 677/1 от 29 января 1946 года, в которой во исполнение 8-го пункта Потсдамской декларации союзным командованием определялись острова, изымавшиеся из-под японского суверенитета. Наряду с другими территориями Япония лишалась всех островов к северу от Хоккайдо. В директиве четко указывалось, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются острова Тисима (Курильские), а также группа островов Хабомаи (Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу, Тараку) и остров Шикотан. Японское правительство не возражало, ибо это соответствовало условиям капитуляции.
Вслед за изданием директивы во исполнение Ялтинского соглашения о возвращении Южного Сахалина и передаче СССР Курильских островов 2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область с включением её в состав Хабаровского края РСФСР.
Согласие правительства Японии с решением союзных держав о выводе всех Курильских островов из состава японского государства содержится в тексте Сан-Францисского мирного договора 1951 года. Пункт с) статьи 2-й договора гласит: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».
Тогда японское правительство исходило из того, что Курилы (острова Тисима) перестали быть японской территорией. Это со всей определенностью проявилось при ратификации Сан-Францисского мирного договора в парламенте Японии. Заведующий договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимура 6 октября 1951 года сделал в палате представителей следующее заявление: «Поскольку Японии пришлось отказаться от суверенитета на острова Тисима, она утратила право голоса на окончательное решение вопроса об их принадлежности. Так как Япония по мирному договору согласилась отказаться от суверенитета над этими территориями, данный вопрос, в той мере, в какой он имеет к ней отношение, является разрешенным». Известно и заявление Нисимура в парламенте от 19 октября 1951 года о том, что «территориальные пределы архипелага Тисима, о котором говорится в договоре, включают в себя как Северные Тисима, так и Южные Тисима». Таким образом, при ратификации Сан-Францисского мирного договора высший законодательный орган японского государства констатировал факт отказа Японии от всех островов Курильской гряды.
После ратификации Сан-Францисского договора в политическом мире Японии существовал консенсус по поводу того, что в ходе мирного урегулирования с СССР территориальные претензии следует ограничить лишь близкими к Хоккайдо островами, а именно добиваться возвращения только Малой Курильской гряды Хабомаи и острова Шикотан. Это было зафиксировано в принятой единогласно парламентской резолюции всех политических партий Японии от 31 июля 1952 года. Тем самым фактически признавалась принадлежность СССР остальных Курильских островов, включая Кунашир и Итуруп.
Хотя на японо-советских переговорах об окончании состояния войны и заключении мирного договора японская делегация первоначально выдвинула претензии на все Курильские острова и южную половину Сахалина, в действительности ставилась задача вернуть в состав Японии только острова Хабомаи и Шикотан. Полномочный представитель правительства Японии на советско-японских переговорах 1955−1956 гг. Сюнъити Мацумото признал, что, когда он впервые услышал предложение советской стороны о готовности передать Японии после заключения мирного договора острова Хабомаи и Шикотан, то «сначала не поверил своим ушам», а «в душе очень обрадовался». После такой серьезной уступки сам Мацумото был уверен в окончании переговоров и скорейшем подписании мирного договора. Однако американцы грубо заблокировали такую возможность.
В последнее время в японских СМИ и научных исследованиях стал признаваться факт произвольного требования «возвращения северных территорий» — островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды Хабомаи под давлением незаинтересованных в советско-японской нормализации США и антисоветски настроенной части японского истеблишмента. Они-то и придумали в марте 1956 года ранее не существовавший пропагандистский лозунг «борьбы за северные территории». Сделано это для того, чтобы избежать в лозунгах название Тисима (Курильские острова), от которых, как указано выше, Япония официально отказалась. Кстати, важно сознавать, что кроме требования четырех южных островов Курильской гряды, в Японии существует и расширительное толкование придуманного понятия «северные территории», а именно включение в него всей Курильской гряды, вплоть до Камчатки, а также Карафуто, то есть Сахалин.
Юридическая база двусторонних отношений была создана подписанием 19 октября 1956 года, а затем ратификацией Совместной декларация СССР и Японии, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В качестве жеста доброй воли тогдашнее советское правительство согласилось внести в текст декларации следующее положение: «…Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Подписав и ратифицировав этот документ, японское правительство юридически признало принадлежность Южного Сахалина и всех Курильских островов Советскому Союзу, ибо последний мог «передать» другому государству лишь свою территорию.
Как неоднократно указывали представители МИД РФ, занятая японским правительством позиция свидетельствует о его открытом непризнании итогов Второй мировой войны и требовании их пересмотра.
Отметим, что притязания японского правительства на территории, владение которыми закреплено в Конституции Российской Федерации, подпадают под понятие «реваншизм». Как известно, в политическом лексиконе реваншизм (фр. revanchisme, от revanche — «отмщение») означает «стремление к пересмотру результатов поражений в прошлом, к возвращению потерянных в войне территорий». Попытки обвинения Российской Федерации в якобы «незаконной оккупации и удержании Курильских островов», на наш взгляд, создают ситуацию, когда российское правительство в случае продолжения подобных утверждений на официальном уровне вправе поставить данный вопрос перед международной общественностью в ООН, а также обратиться с иском в Международный суд в Гааге.
Напомним, что Япония имеет «территориальные проблемы» со всеми соседними государствами. Так, правительство Республики Корея выступает с решительными протестами против включения японских притязаний на находящиеся под управлением Сеула островов Токто в правительственные «Белые книги» по вопросам внешней политике и обороны, а также в школьные учебники. Напряженная обстановка сохраняется и в районе удерживаемых Японией островов Дяоюйдао (Сэнкаку), на которые, ссылаясь на исторические документы и факты, претендует КНР. Не приходится говорить, что нагнетание ажиотажа вокруг территориальных претензий к соседним государствам отнюдь не объединяет, а разделяет народы, сеет между ними рознь, да и чревато конфронтацией, в том числе военной.
О недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны ещё раз заявил накануне визита в Японию президент РФ В. Путин: «Мы должны понимать, что результаты той ужасной трагедии XX века, которой является Вторая мировая война, закреплены в соответствующих международных документах и это очень тонкая вещь, как отрегулировать все спорные вопросы, не разрушая всего фундамента международной правовой базы, возникшей в результате Второй мировой войны».
Анатолий Кошкин
Источник: ИА Regnum @ Анатолий Кошкин
P.S. Другие материалы профессора А.А. Кошкина:
- Почти забытый трибунал
- Как Япония сознательно торпедировала Пакт о нейтралитете с СССР
- Дипломатический блицкриг в Кремле
- Ведёт ли МИД России переговоры о сдаче Курильских островов Японии?
- Атомной бомбардировки Хиросимы могло не быть
- Мечтал ли Сталин о «социалистическом Хоккайдо»?
- В Токио не испугались атомной бомбы
- Уже Екатерина Великая законно считала Курилы своими
- Как русские Курилы временно стали японскими
- Курильская уступка Хрущева
- Бессмысленная уступка Хрущёва Японии: США блокировали компромисс СССР
- Гнилые плоды компромисса
- Купит ли Япония Россию? Кремль искушают японскими миллиардами
- Японский миф об «исконных территориях»
- Японцы «согласны» получить Курилы в рассрочку
- Курильские острова должны остаться в России и российскими
- Нельзя отдавать Курилы под военные базы США
- Эксперт: Японии важно иметь с Россией нормальные отношения сотрудничества
Президент Путин накануне заявил в интервью японским журналистам, что у Москвы нет территориальных проблем с Токио. «Это Япония считает, что у нее есть территориальные проблемы с Россией. Мы готовы на этот счет разговаривать», — сказал он.
После окончания Второй мировой войны между Москвой и Токио не был заключен мирный договор. Главным препятствием является «нерешенный спор» вокруг южной части Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи.
Лидеры встречающихся стран «поручают экспертам двух стран начать консультации по согласованию условий и областей совместной хоздеятельности».
В числе сфер сотрудничества при этом упоминается рыболовство, туризм, медицина, экология. Документ касается четырех южнокурильских островов. Деятельность на них будет вестись исключительно в рамках российского законодательства.
Россия стремится к «полной нормализации отношений с Японией», но будет исходить в первую очередь из своих национальных интересов.
Накануне своего визита в Японию президент России сказал очень правильную вещь: «У России нет территориальных проблем с Японией, это Токио считает, что они есть».
Очень правильная платформа для начала диалога с нашими японскими соседями. Как и с любыми другими.
Какова, на мой взгляд, правильная позиция российского государства, в обсуждении вопросов Курил? Как известно – всякая разруха начинается с головы. В переводе с дипломатического – в правильном структурировании проблемы лежит ключ к её решению. Так вот, слова Президента — первый шаг к тому, чтобы в головах наших японских соседей всё правильно разложилось по полочкам.
- Курильские острова — неотъемлемая часть территории России.Они принадлежали Российской Империи с 1786 года, после чего переходили из рук в руки, пока в 1945 году в этом вопросе не была поставлена точка.
Согласие правительства Японии с решением союзных держав о выводе всех Курильских островов из состава японского государства содержится в тексте Сан-Францисского мирного договора 1951 года. Пункт с) статьи 2-й договора гласит:
«Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».
До этого Япония, как известно, 2 сентября 1945 года подписала Акт о капитуляции, чем знаменовалось окончание Второй мировой войны. В 6-м пункте этого Акта записано:
«Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его приемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными державами представитель».
Япония капитулировала и обязалась соблюдать условия Потсдамской декларации, в 8-ом пункте которой об условиях безоговорочной капитуляции записано:
«Условия Каирской декларации должны быть выполнены, японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем».
- В оценке того, что Россия должна, а что не должна делать с Курилами, необходимо исходить из того, что с точки зрения нашей страны Курилы ничем не отличаются от Москвы или Воронежа. Это такая же территория России. И как нас бы сильно удивили претензии «некой страны» на Москву или Воронеж, точно также нас удивляет и огорчает претензии «некой страны» на Курилы.
- Должна ли Россия делатькакие-либопреференции в освоении Курил гражданам какой-либо страны? Сама постановка такого вопроса удивительна. Разве Турция у нас имеет какие-то «особые права» в Крыму? Разве Германия их имеет в Калининграде? Разве шведы на особых условиях сотрудничают с Петербургом? Мы же не создаем для Эстонии в Печорском районе Псковской области, почему же Япония должна их иметь на Курилах? Этого не должно быть в принципе. Кстати, о претензиях Эстонии наш Президент как то сказал крылатую фразу: «От мертвого осла им уши, а не Печорский район».
Территория России осваивается Россией, которая может приглашать иностранных специалистов, создавать условия для размещения бизнеса иностранных компаний на своей территории.
- Если японцы не хотят сотрудничать с Россией из-за того, что им кажется, что у них есть территориальные проблемы – то это действительно проблема. Для Японии. Для России проблем нет. Не хотят торговать, развивать сотрудничество, размещать бизнесы – не надо. Будем развивать сотрудничество с быстро растущим Вьетнамом, торговать с Китаем и размещать бизнесы из Южной Кореи.
- Никаких заявлений, договоров «о совместном пользовании Курилами» Россия заключать не должна.Надо чётко и ясно, раз и навсегда показать всем, что ни у каких стран на территории России никаких особых прав нет и быть не может.Не хотят японцы развивать Курилы – не надо. Захотят зарабатывать здесь, создавая бизнесы – пожалуйста. Будем рады. Но это не значит, что мы откажем в участии развития Курил китайцам, корейцам, вьетнамцам или каким-нибудь голландцам.
Почему важна именно такая позиция России? Потому, что она сразу и навсегда закладывает принципы сотрудничества России с миром. Мы не будем взывать к добрососедству, любви и всеобщему миру, которые в среде наших геополитических соседей звучат как пустые слова.
Особые условия для Японии на Курилах создают опасный прецедент, согласно которому наши соседи могут сначала придумать территориальные претензии к России, а потом выгодно обменивать их на экономические преференции. И этот в лучшем случае. В худшем случае — соседи могут пытаться свои территориальные претензии реализовать. В результате все потенциальные плюсы от теоретического «совместного использования» Курильских островов вместе с японцами, на основании их якобы существующих особых прав, стираются как мел мокрой тряпкой со школьной доски, теми потенциальными рисками, которые возникают от создания подобного прецедента.
Стоит ли, ради краткосрочных потенциальных плюсов, создавать себе долгосрочные и вполне осязаемые потенциальные проблемы?
Что касается о.Хоккайдо, еще на Ялтинской конференции СССР претендовал на этот остров. Потом Сталин отказался от этой идеи и оставил остров Японии.
Мы им подарили Хоккайдо и что в замен, где благодарность? Нет даже договора о мире, есть только - дайте еще, нам надо.
Пусть сначала оккупантов сша выгонят из страны и станут самостоятельными.
https://nstarikov.ru/blog/73120
Анализ исторических фактов позволяет сделать вывод, что по праву первооткрытия, первоисследования и первозаселения острова Курильской гряды являются исконно русскими землями:
1711 год. Есаул Козыревский и атаман Анцыферов с отрядом казаков и промышленников первыми открыли острова Шумшу и Парамушир, расположенные вблизи Камчатки.
1713 год. Козыревский вновь ходил на эти острова и собрал сведения о большинстве Курильских островов, включая Итуруп, Кунашир, а также Двадцать Второй (Хоккайдо), говорил с коренными жителями - айнами - и убедился: японцы на эти острова не ходят.
1721 год. По указу Петра I на Курилах побывали геодезисты Евреинов и Лужин и составили первую карту островов.
1738 - 1739 годы. Экспедиция Шпанберга установила, что Курильские острова, кроме Матмай-острова (Хоккайдо), Японии неподвластны… Таким образом, русские открыли Курильские острова, составили их карты, основали зимовья и стоянки, привели местных жителей в подданство России…»
- Что интересного читаешь? - спросил меня полковник, возглавлявший группу от киностудии Минобороны.
Увидев заголовок на документе, попросил взглянуть. Он так и просидел час рядом на снарядных ящиках, забыв, что собрался покурить. И приговаривал: «Е-мое, оказывается…»
«…Лишь в конце XVIII века, на Южных Курилах высадились японцы, уничтожили русские кресты и поставили столб, означающий, что Итуруп - владение Японии. Но офицеры Хвостов и Давыдов вновь подняли на захваченных островах русские флаги…
…На стыке XVIII - XIX веков японцы, воспользовавшись отдаленностью русских владений на Курилах, начали попытки захвата островов. В 1805 году русский посол Резанов официально заявил японскому правительству, что земли к северу от Хоккайдо - русские…»
«Справка: Южнокурильский рыбопромысловый район - один из самых крупных и богатых в мире. А Япония и Россия - крупнейшие в мире рыболовные нации. И около трети их общего улова добывается у Курил…»
«В случае передачи островов Японии экономика России понесет ежегодные потери в $2 миллиарда только по морепродуктам…»
В случае передачи японцам этих территорий российский ВМФ окажется запертым в Охотском и Японском морях, потому что Курильские проливы перейдут под чужой контроль. Но, допустим, как успокаивают нас, отдадут не всё, а только Шикотан и Малую Курильскую гряду. Что тогда?
А тогда Россия не просто лишится своего главного морского огорода в Тихом океане с рыбными банками (сайра, иваси и прочее), запасами морепродуктов (морского ежа, моллюсков, крабов, морской капусты) - это было бы еще полбеды. А главная беда - это резкое увеличение Японией своей исключительной экономической зоны и, стало быть, появление возможности у японцев вести в этой 200-мильной зоне промысел по своим правилам.
Вы знаете, что такое дрифтерные сети? И что происходит при их использовании? А это, кто не знает, многокилометровые наплавные сети в открытом море на пути миграции рыбы. Орудие совершенно дикое, потому что при его применении гибнет огромное количество рыбной молоди, птиц, морских млекопитающих.
В России использование дрифтерных сетей теперь запрещено. В Японии это обычное орудие лова. А значит, что при возврате японцам хотя бы одного острова, пусть даже крохотной скалы в море, и следовательно, резком увеличении их экономической зоны, японцы фактически перегородят все основные пути миграции лососевых. Для этого им даже проливы перекрывать не надо. Подходы горбуши, кеты, кижуча, чавычи, нерки в реки Приморского и Хабаровского краев, Сахалина, Магаданской области и охотского побережья Камчатки сократятся в разы. Сколько бы наши рыбоводные заводы ни выпускали в море мальков, они не будут возвращаться, а окажутся сначала в японских сетях, а потом на японском столе.
Так уже было в конце 1950-х - начале 1960-х, когда в результате варварского использования японцами дрифтеров на Камчатке разразилось настоящее экономическое бедствие, получившее название «дрифтерная катастрофа». Уловы упали в несколько раз. Пришлось срочно регулировать международное морское законодательство и вводить ту самую 200-мильную экономическую зону.
Так что факт переговоров о форме той или иной передачи японцам наших Курил - это не только посягательство на территориальную целостность страны, но и самая настоящая экономическая диверсия. Реальная измена Родине.
Вечером включил телевизор.
Показывали экстренное совещание в Кремле. Президент выслушивал предложения.
Кудрин предлагал немедленно сдаться и послать на саммит в Японию челобитную с покаянием.
Путин согласился и приказал Шойгу отправить к Курилам атомный подводный ракетоносец «Покаяние» с баллистическими ракетами «Челобитная» на борту.
– Если японцы так тепло встречают президента страны (сша), сбросившей на них две атомные бомбы по пятнадцать килотонн, то представляю, какая пойдёт у нас с ними дружба после наших трёхсот… – невольно размечтался президент.
– Трёхсот тридцати, – скромно поправил Сергей Кужугетович.
– Каждому! – строго ответил Путин.
На другом канале, Миллер, кусая губы от отчаяния, рассказал, что Газпром прекращает добычу газа, так как он никому не нужен, потому что у развитых стран для жизни есть всё необходимое – фьючерсы, ю эс трежерис, айфоны и евровидение.
— Нам с нашими примитивными природными ресурсами не потянуть против такого великолепия, – с горечью заявил он. – Вы видели айфон? Он такой блестящий, стильный и корпус тонкий, а наши буровые тусклые, угловатые и трубы у них толстые. Сравнение не в нашу пользу, увы.
На экране французские граждане бурно праздновали продление санкций. Тепло, врукопашную обнимаясь с полицией, они скандировали: «Спасибо, наш дорогой Франсуа за всё!»
Празднично горели автомобили, красивыми фонтанами вырывались струи воды из полицейских брандспойтов.
Какой-то французский фермер хвастался, что раньше весь сыр у него забирали ненасытные и жадные русские, а теперь у него и в холодильнике, и в прихожей, и в спальне, и в гараже, и даже в ванной – сыра навалом.
– Как сыр в масле катаюсь! – сообщил фермер, пояснив, что у него есть ещё и маслобойня.
Выключил телевизор и забылся тревожным сном.
Снилась Ангела Меркель, прекратившая закупку российского газа, снилась Германия, утыканная ветряками и солнечными батареями на китайских элементах.
– Мы даже можем сами освещать Рейхстаг и две прилегающие к нему улицы! – гордо заявила фрау канцлерин, зажигая очередную свечу, чтобы видеть текст.
..Утром вышел на кухню и застал заплаканную жену.
– Что случилось? – всполошился я.
– Они всё-таки продлили санкции, – всхлипнула жена. – Они ещё не простили нас. Ладно, мы с тобой, мы уже пожили, но сын... у него ж вся жизнь была впереди!
«Это полный песец…» – подумал я.
На лавочке у дома уже собрались бабули.
– Италия, говорят, тоже санкции поддержала! – часто крестилась одна.
– Италия?! – ахнула другая старушка. – Нужно соль и спички покупать, верно вам говорю! Этот Матьего Ренцо – голова!
– Маттео…– поправили её.
– Да какая разница! – махнула рукой та. – Одно слово – румын!
– А я так и не съездил в Крым. Всё откладывал, дурак. А теперь его точно у нас заберут, ибо, сама Канада!
– Говорят, Кэмерон, сказал, как отрезал – санкции могут быть усилены! – доносилось из другой кучки.
– Сам?! – ахнул кто-то. – Сам начальник островка в Северном море так сказал? Сказал, словно слово молвил?!...