18.06.2017. Суда на подводных крыльях СПК «Комета» вернулись. Россия возобновила производство судов на подводных крыльях (пока для зарубежа). Цена такого судна около 390 миллионов рублей.
Россия возобновила производство скоростных морских пассажирских судов на подводных крыльях типа «Комета» (изобретатель русский гений Алексеев Ростислав Евгеньевич), заявил министр транспорта. Интерес к проекту уже проявляет Греция, готовы принять такие суда и на черноморском побережье России.
На греческом о.Крит у главы российского Минтранса греки спросили, возобновились ли продажи «Комет» Греция закупала их еще 30 лет назад.
«Продажи еще нет, а вот производство „Комет“ возобновилось» - ответил наш министр (оно стоит больше 6 млн евро!!!).
Впрочем, теперь судно получило другое имя, уточнил он. «Мы его назвали красивым именем «Чайка», потому что она закладывалась в Рыбинске в Ярославской области, откуда депутат Госдумы Валентина Владимировна Терешкова - её позывной во время полета в космос был «Чайка». Поэтому эта модель «Кометы» получила название «Чайка» - она уже почти готова. Поэтому если греческие компании хотят ее приобрести, то контракт еще(!?) открыт.
Что касается закупок «Комет» Грецией, то, по словам министра, он готов им содействовать.
Мы будем рады. Судостроение — это компетенция министерства промышленности.
АО «Судоремонтный завод «Вымпел» в Рыбинске уже сотрудничает с греческой компанией «Аргонавтики плоес» по вопросу строительства и передачи «Комета 120М». Сейчас с потенциальным греческим заказчиком ведутся переговоры по вопросу о подписании соглашения о взаимопонимании, в котором отражены основные условия договора на строительство 4-х таких судов. Стоимость каждого судна превышает 6 миллионов евро (390 миллионов рублей). Ранее такие суда производились в Феодосии.
На Черном море
К новым «Кометам» проявляют интерес не только в Греции, но и в самой России.
У министерства транспорта и министерства промышленности есть возможность провести квазиконкурсные или конкурсные процедуры и выбрать наилучшее предложение. План может быть реализован при определенной поддержке со стороны государства в виде льгот по лизингу.
Маршрут Сочи – Ялта (455 км) сложен с точки зрения погодных условий, так как суда на подводных крыльях опасно использовать при сильном ветре. Но такие корабли можно пустить на другие маршруты на кавказском побережье или в Крыму, этот вид транспорта нужно развивать, он будет востребованным.
Анапа готова принять «Кометы»
На днях генеральный директор «Росморпорта» заявил, что уже идет подготовка к возобновлению рейсов «Комет» по Черноморскому побережью. По его словам, в Анапе уже создано предприятие, которое будет полностью отвечать за пассажирскую транспортировку.
«Раньше это было невыгодно, но вот поступили заявки, в частности от компании «Черноморские скоростные линии», что многим интересно с Анапы прийти в Сочи, многим хочется в Ялту прийти. Поэтому вопрос решаем. Не скажу точно, когда это будет. Сейчас компании получают лицензии, там большой комплект документов для получения оборудования».
Будет ли данное направление популярным и регулярным, покажет пассажиропоток, добавил он.
Обновленная «Комета»
Производство «Комет» на рыбинском заводе прерывалось почти на два десятилетия, однако в 2013 году на предприятии снова начали строить суда на подводных крыльях. Скоростное судно на подводных крыльях «Комета 120М» предназначено для перевозок пассажиров в морской прибрежной зоне. Судно длиной около 35 метров и водоизмещением в 73 тонны сможет развивать скорость до 35 узлов (65 км/ч) и перевозить до 120 пассажиров: 22 — в салоне бизнес-класса, 98 — в салоне эконом-класса.
Коме́та — серия морских (первый в этом классе) пассажирских теплоходов на подводных крыльях.
Разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт, сегодня там с 2004 года есть один ремонтный (греческий) и один недостроенный – готовность на30%) и в 1962—1992 годах на судоверфи в г.Поти (проект 342 МЭ, 39 судов).
Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись ленинградским заводом «Звезда».
.
23.08.2013. На ССЗ «Вымпел» заложено морское пассажирское СПК нового поколения «Комета 120М»
На ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» состоялась закладка ПЕРВОГО морского пассажирского судна на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» проекта 23160 (заводской № 02701), разработки ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева».
На церемонии закладки были озвучены сроки строительства нового судна — 9-10 месяцев, но из-за нефинансирования спущена на воду 20.10.2017 года (только через 4 года и 2 месяца) и отправлена в Крым на достройку.
В последний раз такая техника в нашей стране строилась 25 лет назад и новое судно будет строиться по совершенно новым технологиям.
Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» предназначено для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа.
19.12.2017 года заложена ВТОРАЯ "Комета 120М" (№02702). Вот здесь теперь возможны сроки строительства нового судна — 9-10 месяцев.
https://sdelanounas.ru/blogs/105917/ - «Комета 120М» в Крыму начала ходовые испытания 11.04.2018 года
http://www.vympel-rybinsk.ru/kometa-120m-proekt-23160.html - завод в Рыбинске
Сегодня в Рыбинске производят 3(+3) типа пассажирских судов на подводных крыльях:
.
1 - Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Торнадо-М» Проект 23170 (2018 г.) – 55 узлов (102 км/ч), на 320 чел., экипаж 7 чел., водоизмещение 200 тонн, 43х11(8) метров, осадка 4,5 метра, русские двигатели М70ФРУ (НПО «Сатурн») 2х14000 кВт, расход дизтоплива 2х1158 кг/ч, топливный бак 25,5 тонн, дальность хода 1110 км – 11 часов автономки. Маршруты: Сочи–Ялта (455 км); Ялта-Анапа=250 км; Сочи-Анапа=245 км; Севастополь-Ялта-Феодосия-Керчь=315 км.
.
- Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Циклон-250М» Проект 23165 (2014 г.) – 55 узлов (102 км/ч), на 250 чел., экипаж 7 чел., водоизмещение 200 тонн, 43х11(8) метров, осадка 4,5 метра, русские двигатели М70ФРУ (НПО «Сатурн») 2х14000 кВт, расход дизтоплива 2х1158 кг/ч, топливный бак 25,5 тонн, дальность хода 1110 км – 11 часов автономки. Двухпалубное с авиационными креслами.
.
2 - Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» («Чайка 120М») Проект 23160 (2018 г.) – 35 узлов (65 км/ч), на 120 чел., экипаж 5 чел., водоизмещение 73 тонны, 35х10(6) метров, осадка 3,5 метра, немецкие двигатели 16V2000 М72 (MTU) 2х820 кВт, расход дизтоплива 320 кг/ч, топливный бак 1850 литров, дальность хода 370 км – 6 часов автономки. Однопалубное с авиационными креслами. Применена автоматическая система умерения качки и перегрузки «Сердолик 120М». На 11.2018 на заводе строится только ВТОРОЕ судно...
.
- Речное пассажирское судно на подводных крыльях «Альбатрос 120Р» Проект 23164 (2014 г.) – 55 узлов (102 км/ч), на 120 чел., экипаж 5 чел., водоизмещение 200 тонн, 43х7 метров, осадка 3 метра, двигатели (?) 2х1140 кВт, расход дизтоплива 580 кг/ч, топливный бак 4400 литров, дальность хода 600 км – 7,5 часов автономки. Однопалубное с авиационными креслами.
.
3 - Речное пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Рассвет 120Р» Проект 23190 (2018 г.) – 43 узла (80 км/ч), на 120 чел., экипаж 5 чел., водоизмещение 73 тонны, 35х10(6) метров, осадка 3 метра, немецкие двигатели 16V2000 М72 (MTU) 2х1140 кВт, расход дизтоплива 580 кг/ч, топливный бак 4400 литров, дальность хода 600 км – 7,5 часов автономки.
.
4 - Речное пассажирское судно на подводных крыльях «Валдай 45Р» Проект 23180 (2014 г.) – 35 узлов (65 км/ч), на 45 чел., экипаж 2 чел., водоизмещение 21,4 тонны, 21х4 метров, осадка 1,2 метра, немецкий двигатель D284 (МАН) 1х610 кВт, расход дизтоплива 145 кг/ч, топливный бак 900 литров, дальность хода 400 км – 6 часов автономки.
.
"СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ!" - пожелание морякам.
1 фут = 30,48 см, а 7 футов = 2,13 метра до дна моря от днища (киля) судна.
А скорость в 30 узлов х 1,852 = 55,56 км/ч (зависимость от течения и ветра - попутный, встречный, боковой).
Морская миля = 1852 метрам.
http://www.marinetraffic.com/ - реальное расположение судов в морях
.
Русский гениальный конструктор Алексеев Ростислав Евгеньевич.
Скоростные морские/речные пассажирские суда на подводных крыльях типа «Комета» изобрёл русский гений Алексеев Ростислав Евгеньевич («Алексеевская» волжская парусная регата в его честь). Он слишком опередил время, но его эффект (малопогружённое подводное клыло) от 01.10.1941 года «глиссер на подводных крыльях» применился им на следующих судах:
1 «Ракета» (самый первый, 25.08.1957/59-1976/2006, 64 чел., 60 км/ч, 389 ед., Нижегородский завод Красное Сормово со спеццехом «Волга»),
2 «Метеор» (1961-1992, 120 чел., 400 ед., речной),
3 «Комета» (1964-1992, морской вариант, совершил кругосветное плавание, построено 172 СПК, ленинградские двигатели М401А от завода ПАО «Звезда»),
4 «Буревестник» газотурбоход - самый скоростной вид речного транспорта (1964-1979, имел два двигателя от Ил-18, в 1964-1979 работал на маршруте Куйбышев-Ульяновск-Казань-Горький, это самое красивое судно на подводных крыльях, из всех созданных ранее и позже, флагман речного пассажирского флота СССР «Буревестник» вмещал 150 пассажиров и имел эксплуатационную скорость 97 км/час (52 узла), но этот корабль в серию не пошел, хотя эксплуатировался около 15 лет, проблемой Буревестника оказались два авиационных двигателя, которые производили большой шум и требовали много топлива, а корма корабля была постоянно измазана гарью от б/у двигателей, выработавших свой ресурс),
5 «Заря» (1965-1981, 66 чел.),
6 «Восход» (1973-1992, 71 чел., 150 ед.),
7 «Колхида» (1980-1992, построено 42 СПК, на 120 чел., двигатели немецкие MTU, 34 узла, строились в Нижнем Новгороде и Поти),
8 «Полесье» (1986-1996, 60 чел., выпущено 114 ед. в г.Гомель Белорусской ССР, двигатель ленинградский М400, 590 кВт, 74 км/ч (40 узлов)),
9 «Альбатрос» (1988 г., 120 чел., единственный экз., в 1996 году продан из Одессы в Кипр, работает),
10 «Катран» газотурбоход (1995 г., это модернизация Колхиды, проект 10391, двухвинтовой, 2 ГТД, 250 пассажиров, морской, 70 км/ч (38 узлов) с 1994 года построено 4 таких СПК, 2 из них ходили и после Олимпиады в Сочи до конца 2014 г.), Катраны есть и малые по 121 чел. под именем "Сифлайт-1" и -2, 25.12.1994 и 01.11.1996 г.в. - выкуплены в Канаде для Олимпиады-2014.
11 «Циклон» - вот и появился на свет современный 2-го поколения из завода в Феодосии газотурбоход СПК «Циклон» (1986 г., флагман, на 250 чел., морской, двухпалубный, 44х13 метров, осадка 4.3 метра, водоизмещение 137 тонн, 78 км/ч (42 узла), двиг. 2х940 кВт - один газотурбинный двигатель (на керосине) и один дизель М-501, запас хода 550 км, сейчас работает в Крыму, возрождён в новейшей модели «Циклон-250М»).
Были и другие единичные подобные опытные суда (СПК), но они не пошли в серию.
Интересный факт – все СПК стоят на военном учете, в случае войны они должны использоваться как речные госпитали.
И для Военно-морского флота были построены ракетные катера на подводных крыльях типа: Шторм, Вихрь, Антарес, Ураган, Сокол.
ЦКБ Алексеева Р.Е. (17.04.1951 г., г.Нижний Новгород, ул.Свободы, 51) как академия скоростного судостроения (там пробовали использовать и экранный эффект для экранопланов – подушка воздушная между водой и судном, на скорости более 80 км/ч вода становится твёрдой и упругой, как бетонная взлётка аэродрома).
Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» проекта 23160 предназначено для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа.
Район эксплуатации
Моря с морским тропическим климатом R3-RSN (hв3% 2,5м).
Удаление от порта – убежища в открытых морях до 50 миль.
Мореходность
Обеспечено движение СПК в крыльевом режиме при высоте волны hв3% до 2,0 м и ветре до 4 баллов.
При высоте волн hв3% до 2,5м и ветре до 5 баллов — обеспечено безопасное плавание в водоизмещающем режиме.
В качестве двигателя на судах с подводными крыльями используется либо дизель (в таком случае они являются теплоходами) либо газотурбинный двигатель (в таком случае они являются газотурбоходами).
В качестве движителя может использоваться гребной винт либо водомётный движитель. На высоких скоростях КПД водомёта выше КПД гребного винта, особенно на скорости свыше 100 узлов. Гребной винт соединяется с двигателем посредством редуктора.
http://saroavto2.hiblogger.net/1383072.html - всё об этих судах СПК (от зарождения до наших дней) - http://forum.fregat.club/ и http://turisting.net/test/article2.php
http://wwportal.com/i-vnov-o-novinkah-na-podvodny-h-kry-l-yah-16-foto/ - новые фото
https://www.youtube.com/watch?v=Ft1E5KzdSGE – об Алексееве Р.Е. и его творениях
https://www.youtube.com/watch?v=yubwZNJ7TXo – СПК Спутник, Комета, Восход… в СССР
Пассажирские суда глиссирующего типа проекта А145. Как и раньше, выпуская пассажирские суда на подводных крыльях типа «Комета», сегодня Зеленодольский завод имени Горького с 17 августа 2011 года выпускает скоростные пассажирские суда проекта А145. Теплоход проекта А145 — это скоростное пассажирское судно глиссирующего типа, предназначенное для перевозки до 150 пассажиров (8 рядов авиационных кресел) со скоростью около 74 км в час (40 узлов) на расстояние до 320 км в прибрежной морской зоне. Размеры 35х7 метров, осадка 91 см, немецкие двигатели: MTU 16V2000M72, 2×1440 кВт. Движительный комплекс: 2 водометных движителя ВД 525М производства ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького».
Материал корпуса: Коррозионностойкий алюминиевомагниевый сплав марки АМГ1561. Мореходные качества судна обеспечивают возможность безопасного движения при волнении 4 балла без ограничения мощности. http://www.zdship.ru/products/shipbuilding/speed-shipbuilding/335/ и http://www.zdship.ru/products/shipbuilding/speed-shipbuilding/ и https://sdelanounas.ru/blogs/98368/ (фото) и видео: https://www.youtube.com/watch?v=c2exWbcTDyM и https://www.youtube.com/watch?v=8LNERSH_iLM и
Это судно на воздушной каверне, где за счет обводов между корпусом и водой образуется воздушный пузырь. Так что оно тоже по большому счету над водой идет. Судно на подводных крыльях создаёт куда меньшую волну при движении так как водоизмещающий корпус летит над водой. Значит экономичность этого судна выше.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Сентябрь 2017. Убитый горбачёвской перестройкой "Каспийский монстр" будет возрожден.
При скорости 500 километров в час экраноплан проекта 903 "Лунь" нес шесть тяжелых противокорабельных ракет ЗМ-80 "Москит", что позволяло ему уничтожить всю авианосную группу США.
В России будет восстановлен проект постройки экранопланов - воздушных судов, скользящих по создаваемой ими воздушной подушке над водной или любой другой ровной поверхностью.
В программу кораблестроения до 2050 года будет включен пункт "Развитие экранопланов".
Разработкой экранопланов будет заниматься нижегородское Центральное конструкторское бюро имени Алексеева, еще с советского времени занимающееся проектированием как экранопланов, так и судов на подводных крыльях, а также судов на воздушной каверне и судов на воздушной подушке.
Кроме того, руководство концерна "Моринформсистема-Агат" заявляло о проведении комплекса НИОКР, целью которых было найти место экранопланов в системе управления флотом будущего.
В частности, "перспективной для Минобороны назвали экраноплан "Чайка-2", который предполагалось вооружить противокорабельными крылатыми ракетами "БраМос". Этим проектом заинтересовался Китай, в 2015 году пытавшийся вести с Россией переговоры о закупках нескольких таких машин для армии КНР.
В СССР экранопланы успешно приспосабливали для доставки десантников и ракет. Наиболее удачными стали экраноплан проект 903 "Лунь", иначе называемый "Каспийский монстр", и проект 904 "Орленок". Однако после распада СССР проекты были уничтожены, как и многие другие.
К впечатляющим характеристикам "Луня" относятся его гигантские габариты и скорость. При длине 73 метра и высоте 19 метров он достигал скорости 500 километров в час и нес шесть пусковых контейнеров с тяжелыми противокорабельными ракетами ЗМ-80 "Москит", что позволяло ему одним залпом уничтожить всю авианосную группировку США. Притом что по своей ударной мощи "Лунь" был сопоставим с ракетным крейсером, он передвигался раз в десять быстрее, говорится в публикации.
Каспийский монстр возвращается: Россия возрождает производство тяжелых экранопланов...
Россия восстановит производство многоцелевых экранопланов — прославившихся на весь мир летательных аппаратов, созданных на базе КМ (корабля-макета). За рубежом в 1970 —1980-х годах этот экспериментальный самолет на Западе прозвали «Каспийским монстром». Его характеристики до сих пор вызывают удивление и восхищение у экспертов.
Летательные аппараты этого класса способны развивать скорость до 500 километров в час, грузоподъемность составляет более 500 тонн, при этом расход топлива весьма невелик. «Каспийский монстр» имеет свою тайну — его невозможно обнаружить с помощью воздушных и водных радаров. Это стало возможным благодаря воздушной «подушке», которая образуется между любой поверхностью (вода, лед, снег, степь — прим. ред.) и днищем летательного аппарата. Однако машина не может высоко подниматься над землей. Впрочем именно этого скользящего эффекта и добивались конструкторы. По своим техническим характеристикам «Каспийский монстр» обходит самолеты, вертолеты и суда на подводных крыльях....
Производителем машин является нижегородское Центральное конструкторское бюро имени Алексеева. В советские годы это было ведущее предприятие. Производство чудо-машин было приостановлено по ряду технических причин, поскольку этап развития был еще достаточно невысок для реализации и оптимизации всех необходимых составляющих перспективного проекта.
Сейчас рассматривается возможность создания пассажирских экранопланов. Такой летательный аппарат сможет перевозить на своем борту до 100 человек. Однако не исключается производство и военно-транспортной модификации, которая сможет оперативно доставлять спецподразделения к пункту назначения. Предполагается, что летательные аппараты будут работать на двигателях Р-195 (Су-25) и ТВ-7-117 (Ил-114). Как отметили разработчики, модернизированный экраноплан осуществит свой первый полет в 2022 году.
В данный момент ведутся работы по усовершенствованию технических составляющих и созданию уникального дизайна. Машины получат новое официальное имя — «Чайка».