УВАЖАЙТЕ СТАРШИХ!!!
Кому интересно, то может (и ниже, на фото) ознакомиться с историей возникновения и развития русского казачества.
Происхождение казачества. Роль и место казаков в истории России.
Слово казак до революции 1917 года означало принадлежность к казачьему военному сословию — одному из пяти главных сословий Российской империи. Наряду с дворянством и духовенством казаки относились к так называемым неподатным сословиям (т.е. не платящим подати - налоги). Подати платили представители мещанского и крестьянского сословий.
Сословие — это общественная группа людей, отличающаяся от других своим правовым и экономическим статусом. Одна из особенностей — передача сословной принадлежности по наследству. Этим обстоятельством и объясняется стремление крестьян и части мещан перейти в казаки.
Первые упоминания о казаках в русской летописи относятся к середине XV века в описании ордынского набега на русский город Переяславль-Рязанский. С этого времени начинается развитие двух самостоятельных ветвей казаков, которые позднее сольются в однородное казачье войско.
Одна ветвь представляла собой наемных служилых людей — городовых, сторожевых и реестровых казаков. Они попадают под определение слова «казак» как воин, который находится на поселении, принадлежит к особому сословию казаков — легкому конному войску, и который был обязан служить по вызову на своем коне, в своей одежде и со своим вооружением.
Другая ветвь — это казачья вольница, объединенная в своеобразные демократические республики. Здесь более подходит определение казаков как отважных наездников, живущих набегами и войной, не привязанных к земле и дому.
Версии:
По одной из версий, казаки появились более З тысяч лет назад, их предки - «касаки» существовали еще до возникновения Киевской Руси.
По другой - казаки произошли от половцев (кипчаков), потомками которых являются кумыки, живущие на Северном Кавказе.
Есть версия о происхождении казаков от скифов. Существует также несколько версий происхождения самого слова «казак» Наиболее распространены следующие:
от татарского слова казмак — свободно бродить. У татар этим словом именовались неженатые и бездомные воины-бродяги, составлявшие авангард татарских войск в XIV веке;
от монгольских слов «ко» и «зах», означающих «броня, защита» и «граница, рубежу», откуда «козах» — защитник границы;
от «касогов» — названия кавказского племени, чьи воины использовались в качестве вспомогательной легкой конницы в татаро-монгольском войске, и под которыми стали пониматься вообще конные легковооруженные воины.
История казачества в России может быть разделена на
пять основных этапов:
1. XV-ХVI вв. — возникновение и развитие служилого казачества и казачьей вольницы;
2. XVII в. — переход казаков на государеву службу. Образование первых казачьих войск;
З. XVII в. — середина XIX в. — огосударствление казачества. Формирование казачьего сословия и основных казачьих войск;
4. Середина XIX в. — 1917 г. — завершение процесса огосударствления казачества. Государственная служба казачьего сословия в Российской империи;
5. 1918 г. — по настоящее время — период выживания казачества и борьбы за сохранение его традиций и обычаев.
Вольные казаки
В первые два периода существовали многочисленные малые и большие (до 700 человек) шайки воровских, или вольных, казаков, которые оставили след в истории Русского государства. В те времена под словом «вор» подразумевали всех государственных преступников. Особенно много разбойных отрядов гуляло по Волге. Они грабили не только обычных купцов, но даже патриаршие и государевы караваны. Для борьбы с казаками российские государи периодически направляли на Волгу крупные военные силы.
Больные казаки образовывались из бежавших на окраины Русского государства крепостных крестьян, городской бедноты, стрельцов и другого разоренного и неимущего люда. Бежали в основном на Дон, Днепр, Волгу, Урал. Бежать решались самые отчаянные, смелые и волевые люди. Это вносило в формировавшийся тогда казачий характер такие черты, как свободолюбие, отвага, решительность, предприимчивость, чувство братства и взаимопомощи.
В начальный период казачьи поселения и дружины состояли из бессемейных казаков. Основным способом добывания средств к существованию были набеги и так называемые походы «за зипунами» (т.е. за военной добычей). Обычай <добыть зипуна» существовал довольно долго. Помимо этого, казаки занимались охотой и рыболовством. Занятие земледелием считалось в начальный период казачьей вольницы делом зазорным. У этой категории казаков существовала довольно демократичная форма управления, когда все вопросы решались общими собраниями (кругами), а начальники (атаманы) были выборными на определенный срок или для выполнения определенной задачи (например, какого-то набега). Такой своеобразной республикой была Запорожская Сечь. По тем же правилам жили и донские казаки. У донских казаков даже священнослужители были выборными. Эти священники не только удовлетворяли религиозные потребности казаков, но были для них одновременно учителями и судьями.
Постепенно казаки становились более оседлыми, их жизнь — все более регламентированной, росло имущественное неравенство, в хозяйственную жизнь стали внедряться скотоводство и земледелие. Появляется все больше семейных казаков. Женская часть казачьего населения пополнялась бежавшими от помещиков селянками, а также отбитыми или выкупленными у крымских татар и кочевых племен невольницами.
Впервые упоминание о вольных (воровских) казаках появилось в середине ХV века в связи с жалобами ногайцев в Москву на притеснения со стороны казаков. В 1549 году ногайский князь Юсуф пожаловался Ивану Грозному на донских казаков. Царь ответил, что на Дону живут беглые люди, разбойники, на которых он и сам не может найти управу.
В памяти русских людей вольные казаки остались смелыми и справедливыми людьми. До наших дней в народе сохранилась любимая детская игра «казаки-разбойники».
Служилые казаки
Для охраны и защиты русской державы ставились города-крепости и набирались служилые люди из вольных людей, безземельных батраков и т.д., которых стали называть городовыми казаками. За службу им давали земельные наделы или определенное жалованье. Первое упоминание о городовых (рязанских) казаках относится к 1502 году. Разновидностью городовых казаков были сторожевые, которые появились в XVI веке во вновь создаваемых небольших крепостях сторожах, получивших еще название «разъездных станиц», из которых казаки разъезжались по службе на определенные участки и маршруты. В 1571 году князем Воротынским составлен «Устав станичной сторожевой службы», впервые разделивший казаков на городовых, или полковых, и сторожевых, или станичных. Именно это событие послужило основанием для учреждения Дня пограничника, празднуемого в современной России.
Петр I перевел в городовые казаки все оставшееся после создания регулярной армии стрелецкое войско (около 7 тысяч стрельцов). В XVI-XVIII веках литовскими и польскими правителями для охраны южных границ были созданы отряды казаков в основном из малороссов (украинцев) и предков белорусов. Они вносились в реестры» (списки) и получали жалованье. Эти казаки получили название реестровых. Они были разбиты на округа во главе с полковниками. Всех казаков возглавлял гетман, который, как и полковники, избирался созываемыми радами. Число реестровых казаков достигало десятков тысяч и более, но в середине ХУШ века их численность сократилась до 6 тысяч человек. Они нередко восставали и принимали участие в освободительном движении украинского и белорусского народов против польского владычества.
После воссоединения Украины с Россией в 1654 году эти казаки были приняты на государственную российскую службу.
Казаки в XVIII-XIX веках
Великий реформатор Петр I не мог оставить без внимания такую влиятельную силу, как казачество, жившую во многом по своим законам. Для жесткой централизованной власти, введенной Петром I, многие порядки, существовавшие у казаков, были неприемлемы. С присущей Петру решимостью были переведены в казаки стрелецкие войска, а само казачество было подчинено твердым рамкам государственного управления. С этого времени казаки перестали быть свободными и приписывались к военному ведомству, так же как и крестьяне, которые уже были приписаны к помещикам и монастырям. Более того, казак мог стать и крепостным. Только в 1799 году вышел Указ Императора Павла I о запрещении помещикам закрепощать казаков. Упразднили выборность войсковых атаманов, они стали назначаться государем. Не стало станичных, хуторских атаманов.
Всеми вопросами станицы ведал дежурный офицер, назначаемый из полка, в который входила станица, а позже назначался дежурный урядник из ее жителей. Все жилье и постройки станиц стали казенным имуществом военного ведомства.
В этот период к казачьим войскам, образовавшимся в результате свободного заселения, таким как Донское и Уральское, стали добавляться войска, создаваемые правительством России на специально выделенных землях. Среди них было и Астраханское Войско.
В казаки по приказу обращали самые разнообразные слои населения. В XVIII- XIX веках произошло 78 случаев формирования казачьих частей из неказаков или перевода больших групп людей в казачье сословие. Так, например, из русских и малороссийских крестьян было сформировано Екатеринославское Войско («из старообрядцев мещан и цеховых людей») и ряд других частей.
В это время в казачестве появилась дворянская прослойка. Одна группа дворян-казаков была сформирована путем зачисления дворян в казачье сословие. Так были созданы дворянские роты у самарских казаков и в Оренбургском казачьем полку. Большинство же дворян-казаков произошли из казаков, продвинувшихся по службе. Согласно «Табели о рангах», введенной Петром I, каждый казак, дослужившийся до офицерского чина, получал потомственное дворянство. Позже было установлено, что потомственное дворянство получали лишь казаки, дослужившиеся до чина полковника. При звании на ступень ниже давалось личное дворянство без права его наследования потомками. За исключительные боевые заслуги казаки возводились даже в графское достоинство. Самыми первыми в графское достоинство были возведены казаки Ф.П. Денисов и МИ. Платов. Часть казаков-дворян владела крепостными крестьянами.
В рассматриваемый период широко практиковалось и «расказачивание», т.е. перевод из казаков в крестьяне, а также переселение по приказу на большие расстояния. Известен 21 случай «расказачивания». Этому подверглись три казачьих войска Чугуевское, Дунайское, Украинское и многие казачьи полки.
В этот полукрепостной период условия жизни казаков были довольно трудными. Они подвергались суровым, а порой и жестоким наказаниям.
В ХIХ веке, особенно после Отечественной войны 1812 года, государство изменило свое отношение к казачеству, вернув ему многие льготы и привилегии. В 1828 году восстановили выборность станичных атаманов, а в 1845 году появились станичные правления и станичный суд.
Слово «казак» зазвучало гордо, уважительно и престижно. С 1827 года введена должность Верховного атамана казачьих войск России, и на нее стали назначать наследников престола, будущих императоров Александра III Александра III, Николая II и цесаревича Алексея. О высоком уважении к казакам свидетельствует и тот факт, что крестным отцом будущего Императора России Николая II был выбран простой терский казак Самсон Мирный.
Вошел в практику прием именитых людей в почетные казаки. Ими стали генерал-фельдмаршал Потемкин, Александр Сергеевич Пушкин, эмир Бухарский, хан Хивинский и другие.
Таким образом, история русского казачества со времен его зарождения и до революции 1917 года представляет собой многоэтапный процесс превращения казачьей вольницы и мелких отрядов служилых людей в сильное, организованное российское казачество. В основе этого процесс лежали весьма сложные и запутанные отношения казаков и Российского государства: от действий разбойных казачьи отрядов и антиправительственных восстаний Разина, Пугачева и Булавина до участия казаков в присоединении к России сибирских земель и провозглашения наследников российских императоров Верховными атаманами
казачьих войск.
Источник: http://www.rdnevnik.ru/27-istoria-cosak.html