30.03.2017. Первый заход арктического танкера-газовоза ледового класса «Christophe de Margerie» в порт «Сабетта» (Ямало-Ненецкий АО, в 570 км севернее г.Салехард) из Мурманска. Танкер завершает свой уникальный рейс по Северному морскому пути, в условиях арктических морей он проходит ходовые испытания. Газовоз впервые зайдет в порт Сабетта без заправки и загрузки сжиженного природного газа. Его экипажу и работникам порта предстоит отработать процедуру захода столь большого танкера-СПГ. Судно построили по заказу России в ноябре 2016 года в Южной Корее «Daewoo» для проекта «Ямал-СПГ». Танкер-газовоз получил имя «Кристоф де Маржери» («Christophe de Margerie») в честь гендиректора Total – друга России и соучредителя проекта по ямальскому заводу СПГ, трагически погибшего в авиакатастрофе в 2014 году в России. Он имеет ледовый класс Arc7 и способен работать при температуре до минус 52 градусов, вместимость составляет 172,6 тыс. кубометров. Танкер-газовоз способен проходить льды толщиной до 2,1 м, его противоледовый пояс состоит из 70 мм стальных листов.
Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» предназначен для перевозки сжиженного природного газа в рамках реализации проекта «Ямал СПГ» по освоению Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Судно построено на верфи Daewoo Shipbuilding Marine Engineering (Южная Корея) и спущено на воду в октябре 2016 года. Танкер-газовоз ледового класса стал родоначальником нового типа судов - YAMALMAX. Его длина составляет 299 метров, а ширина - 50 метров. Дедвейт судна составляет 80,2 тыс. тонн, валовая вместимость – 128,8 тыс. тонн. Судно имеет ледовый класс Arc7. 1-я заливка СПГ состоится не позднее ноября 2017 года. Для круглогодичного бесперебойного экспорта СПГ (около 230 отгрузок в год) предусмотрено строительство 15 танкеров-газовозов.
Порт Сабетта - ключевой элемент транспортной инфраструктуры проекта по сжижению природного газа проекта «Ямал СПГ», который предусматривает освоение Южно-Тамбейского газового месторождения на полуострове Ямал и строительство трех линий завода СПГ общей производительностью 16,5 млн тонн в год.
Атомные ледоколы «50 лет Победы» и «Вайгач» обеспечили безопасную проводку в порт Сабетта танкера-газовоза «Кристоф де Маржери». Переход от входа в Обскую губу по морскому каналу занял меньше суток. Ранее атомный ледокол «Ямал» обеспечил безопасность проведения ледовых испытаний танкера-газовоза «Кристоф де Маржери».
В период с 18 февраля по 9 марта 2017 года ледовые испытания газовоза проводились в Карском море и в море Лаптевых в районе острова Самуила. В ходе испытаний была проверена маневренность и ледопроходимость судна.
На борту атомного ледокола «Ямал» находились представители «Арктического и антарктического научно-исследовательского института», которые производили замеры льда и выбирали районы для проведения испытаний судна.
Экипаж атомного ледокола Росатомфлота гарантировал безопасность проведения ледовых испытаний и обеспечил доступ к районам, отвечающим требованиям для проверки возможностей уникального судна.
Россия может стать мировым лидером по производству сжиженного природного газа (СПГ) с такими темпами строительства завода СПГ в Сабетте (Ямал). Также в срок начнет работу и выйдет на проектную мощность этот завод СПГ на Ямале.