Смена локомотива РЖД.
20 августа 2015 года Владимир Иванович Якунин Правительством России освобождён от должности главы ОАО «РЖД» (Российские железные дороги) в связи с переходом на новую работу. Владимиру Якунину предложили стать сенатором в Совете Федерации от Калининградской области, несмотря на то, что последние годы он живёт в Москве. По закону, кандидат в сенаторы должен прожить в регионе, который он планирует представлять в Совете Федерации, не менее пяти лет. Но Владимиру Якунину в апреле 2014 года присвоен дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла за заслуги в международной деятельности. Титул позволяет ему стать членом Совета Федерации без соблюдения так называемого ценза оседлости.
Таким образом, препятствия для прохождения Якунина в Совет Федерации от исполнительной власти региона в качестве сенатора нет. В соответствии с действующим законодательством претендовать на пост сенатора от региона может кандидат, постоянно проживающий на территории данного субъекта РФ не менее пяти последних лет, либо не менее 20 лет в совокупности. Претендовать на пост сенатора также может кандидат, имеющий дипломатический ранг посла и если он пройдет в Совет Федерации по так называемой "президентской квоте".
17 августа стало известно, что Николай Цуканов, участвующий в выборной компании на должность руководителя Калининградской области, выдвинул Якунина кандидатом в Совет Федерации. Глава РЖД дал письменное согласие быть в списке трех кандидатов для наделения полномочиями сенатора от Калининградской области. Калининградская областная избирательная комиссия зарегистрировала Якунина кандидатом в сенаторы. В настоящее время избирком проводит всестороннюю проверку представленных документов.
Правительством России новым главой РЖД назначен первый замглавы Минтранса Олег Валентинович Белозёров (курировал автодороги страны и к железным дорогам в Минтрансе он имел отношение - так, в последнее время он курировал инвестиционную составляющую проекта строительства высокоскоростных железных дорог (ВСМ). Задекларированный доход за 2014 год: 10,5 миллионов рублей (875 рублей в месяц).
Белозёрову 45 лет, он родился 26 сентября 1969 года в Латвии. В 1992 году он окончил Ленинградский университет экономики и финансов. Работал в «Ленэнерго», в 2000 году занял пост коммерческого директора компании. После «Ленэнерго» Белозеров работал в аппарате полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе, откуда в 2001 году перешел в «Ленинградское оптико-механическое объединение» (был заместителем директора по управлению имуществом). В 2002–2004 годах Белозеров работал гендиректором ОАО «Российская топливная компания» («Ростоппром») - государственной промышленно-сбытовой топливной компании, созданной на базе бывшего министерства топливной промышленности РСФСР.
В систему Минтранса Белозеров попал в 2004 году, когда стал заместителем руководителя, а к концу года руководителем Федерального дорожного агентства. В тот момент правительство начинало масштабную реформу дорожной отрасли, итогом которой стало появление первых платных дорог. В 2005 году был принят закон «О концессионных соглашениях», который позволял передавать федеральные автодороги в концессию частным компаниям. В 2008 году Минтранс провел первые конкурсы на право получения дорожных концессий, а в 2009 году для создания сети платных автодорог была создана госкомпания «Автодор». В том же году Олег Белозеров пошел на повышение - он был назначен замминистра транспорта, и до нынешнего момента курировал в Минтрансе дорожную отрасль, в том числе такие громкие проекты, как строительство Керченского моста в Крым. В мае 2015 Белозеров был назначен первым замминистра.
Новый президент РЖД находится в хороших отношениях с Аркадием и Борисом Ротенбергами. В то же время чиновник утверждает, что Белозеров не был замечен в лоббировании их интересов. Косвенная связь с бизнесом братьев Ротенберг у Белозерова действительно прослеживается. В 2009 году журнал Forbes писал, что предприниматели являются совладельцами компании «Ростоппром», которую Белозеров возглавлял в 2002–2004 годах. По данным издания, братьям с 2007 года принадлежало 25,01% компании - 6,19% в 2004 году купил принадлежащий Ротенбергам СМП Банк, а еще 18,82% в том же 2007 году принадлежали другой их компании - ЗАО «Русская холдинговая компания». Уже через два года оба пакета числились на балансе СМП Банка, писало издание. РБК вчера не удалось проверить информацию Forbes - в системе Интерфакс-СПАРК ранней отчетности «Ростоппрома» нет, а сайт компании, который работал еще днем 20 августа, к вечеру перестал открываться.
Ротенберги участвуют в дорожных концессиях, которые курировал Белозеров. В 2010 году Аркадий Ротенберг стал совладельцем консорциума СЗКК, который строит первые 40 км платной дороги Москва-Петроград. Его же «Мостотрест» позже получил в концессию еще два участка будущей платной трассы общей длиной 126 км. Еще один знакомый нового главы РЖД, участвовавший в подготовке дорожных конкурсов, выигранных братьями, подтверждает, что у них с Белозеровым «по старой памяти хорошие отношения», но уверен, что это никак не сказывалось на выборе победителей. Решения о передаче тому или иному частному собственнику таких крупных объектов принимаются не на уровне главы Росавтодора или замминистра.