С Рождеством Христовым, Православные!!!
Мира и покоя в душе! Здоровья и благополучия!
Не подставляйте правую щёку, если получили по левой. Возможности вам и способности противостоять супостатам.
Храните Русь Святую и Веру Православную!
С праздником!
Рождество - удивительное время, когда все мы пребываем в ожидании чуда, сердце чувствует приближение таинственного Рождества и душа наполняется радостью. Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать чуточку лучше, а самое главное - ближе к Богу.
Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!
Есть в Рождестве особенная прелесть: В любой столице и в любом селе Считают все (перечить не осмелюсь), Что этот праздник – лучший на Земле; В нем нет греха, в нем ничего пустого… Так пусть, заглядывая в каждый дом, Идет по миру Рождество Христово! И мы вас поздравляем с Рождеством!
Мы желаем вам большого счастья, И на этот год и дальше - на года, Обойдут пусть дом ваш все ненастья, С Рождеством вас! Не болейте никогда!
От всей души вас поздравляем, Со Светлым Рождеством Христовым! Здоровья, бодрости желаем, Любви, достатка, мира в доме! Пусть все заветные желания, Сбываются порой чудесной, Чтоб счастье стало постоянным, А радость в доме – неизменной
Праздник великий настал уже снова; Всюду веселье, пиры, торжество... Вспомним, какое поведал нам слово Тот, чье справляем сейчас Рождество: "Каждый да будет всегда милосердным К слабым, сиротам, убогим, больным! Тем, что имеет, поделится с бедным И назовет его братом своим!" Так окажите же, други, участье: Многие встретят в нужде Рождество! Доброе дело - великое счастье. Это - святое души торжество! С Рождеством Христовым вас, дорогие друзья!
С уважением, Общественный Актив села
Подставь щеку.
«Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». (Лк 6:29) Это одно из самых известных и широко цитируемых мест Библии, которое у большинства людей ассоциируется с учением Христа, даже у тех, кто вообще больше ничего не знает о христианстве. И это совершенно верно, ведь в этих коротких словах выразилась самая суть и практическое применение учения Господа нашего. И для большинства неверующих людей именно это и является камнем преткновения и объектом насмешек, поскольку противоречит так называемому «здравому смыслу», противно менталитету людей, живущих по закону «человек человеку волк». Да и в самом деле, как можно подставлять «другую щеку» тому, кто тебя обидел? Это признак слабости, это противоречит «закону эволюции», который говорит, что выживает сильнейший, это противоречит закону самосохранения. Гордость человеческая бунтует и протестует против того, чтобы не воздавать злом за зло, ведь с самого детства люди учатся быть сильными и отвечать ударом на удар, чтобы выжить и преуспеть в жизни. И потому, когда человек слышит о том, что нужно подставить щеку, вместо того, чтобы ударить в два раза сильнее, то это вызывает сильнейший протест и непонимание. Несомненно, что именно такая реакция недоумения и непонимания была и у непосредственных слушателей Христа – древних иудеев. Слова Иисуса вообще прозвучали для них как гром среди ясного неба (хотя прямо об этом в Евангелиях не говорится). Для того чтобы понять их реакцию, необходимо вспомнить, в каком мире жили эти люди, что для них являлось реалиями жизни. А было то время началом первого века от рождества Христова. Римская провинция Иудея была в 37 году до н.э присоединена к Риму, что положило конец ее независимости как самостоятельного государства. В Иудее постоянно располагались римские оккупационные войска, римские власти проводили политику эллинизации (насаждения греческой культуры), что резко отрицательно воспринималось иудеями. Ведь они жили в жестких рамках собственной, претендующей на исключительность культуры и религии и все остальные народы были для них нечистыми презренными язычниками. И вдруг в их стране начинает насаждаться поклонение пантеону римских божеств и императору, насаждаться обычаи, для иудея, воспитанного в этике Закона Моисея, отвратительные. Первое время имперские власти пытались заставить евреев поклоняться их богам, но они предпочитали смерть, тюрьмы и пытки, но не нарушали принцип единобожия и поклонения истинному Богу. И евреи отнюдь не были кроткими овечками, напротив, это был воинственный и свободолюбивый народ. Постоянно вспыхивали восстания и волнения, которые жестоко подавлялись силой римских легионов. По закону Рима, провинции, которые присоединялись силой оружия или которые выступали против власти, имели особый статус, по которому свободные граждане этой провинции в социальном отношении находились лишь на ступеньку выше рабов. Римские войска имели право заставлять их силой работать, имели право предавать позорной казни на кресте (как Христа). Легионер мог в случае необходимости даже отнять одежду или заставить еврея нести свое снаряжение. Поэтому ненависть иудеев к римской империи и страстное желание свободы, связанное с ожиданием Мессии-освободителя, вполне понятно. И представьте, как на этом фоне позвучали слова Иисуса: «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». (Лк 6:27-31) Это была не просто лекция по этике, нет, Христос говорил вещи актуальные и злободневные, открывая в то же время и принципы нового учения. Что же означали эти слова, какой смысл вкладывал в них Спаситель? Было бы заблуждением считать, что здесь речь идет о мягкотелом и слабовольном всепрощении, непротивлении злу, которое в итоге позволяет злу торжествовать и распространяться. На самом деле Христос открыл нам принцип борьбы со злом! Ведь зло порождает само себя, оно распространяется подобно кругам на воде, оно образует цепочку из причин и следствий. И кто-то должен первым прекратить это! Но невозможно победить зло злом, а побеждает его добро и прощение, любовь и милость. Если мне причинили обиду, то я должен остановить распространение зла, простив обидчика. Обычно люди в неведении считают, что проявлением силы является то, как человек «держит удар», насколько сильно он способен ударить в ответ. Но на самом деле все как раз наоборот. Настоящая сила духа проявляется в прощении, вот это по-настоящему трудно. В Новом Завете апостолами раскрывается этот принцип более полно: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим 12:19-21) И нам становиться ясно, что прощая обиду во имя Господа, я вовсе не поощряю беззаконие и не оставляю безнаказанным злодеяние. На самом деле я позволяю свершиться истинному и беспристрастному правосудию, которое произведет сам Бог. Однако есть и другой, более глубокий аспект того, что говорил Христос в Нагорной проповеди, которая описана более полно в других Евангелиях. Иисус раскрывает суть учения Нового Завета. И Его слова на первый взгляд звучат контрастом по отношению к повелениям Закона Моисея, в котором был провозглашен принцип талиона: «око за око и зуб за зуб». Это был закон справедливого воздаяния, наказания, адекватного преступлению, что также позволяло останавливать безнаказанное распространение зла. И вместо того, чтобы разбить голову тому, кто всего лишь выбил мне зуб, я поступаю по справедливости. Однако нам всегда следует помнить, что Новый Завет это не новый свод законов и правил, это новый человек, возрожденный духовно, а потому способный исполнять закон. Христос переносит «центр тяжести» этических требований Закона Моисея с внешних проявлений на внутренние побуждения и мотивацию поступков. |
Это объясняет церковь. http://mychurch.ucoz.ru/publ/propovedi/2 - проповеди 14 шт.
Убийство – это преступление, а смертная казнь – справедливое наказание за преступление убийства, соответствующее библейскому лозунгу о справедливости "око за око" (Библия, Левит 24:20), который нисколько не был отменен в Новом Завете, ибо в Новом Завете сказано следующее: "грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и ВДВОЕ ВОЗДАЙТЕ ей по делам ее" (Библия, НОВЫЙ ЗАВЕТ, Откровение Иоанна Богослова, глава 18, стихи 5-6) http://www.evangelie.ru/forum/t30443.html
В Своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». «Не отплачивай злому человеку тем же, но, если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, поверни к нему и другую» -/Мт.5.39/.
В библейской традиции удар по щеке - это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу - личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.
Воин на поле брани есть представитель своей страны, своего народа. И его щеки это уже и не совсем его щеки. Это щеки его детей, жены, родственников. И он уже и не он, он народ, который он же и защищает. А подставлять ли чужие щеки под удары врагов, бандитов или хулиганов? Воин это состояние, состояние стояния за правду.
Что имел в виду Иисус? Побуждал ли Он своих последователей молча сносить плохое обращение? Ожидается ли, что христиане будут молча страдать, не ища никакой правовой защиты? Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди: «не противься злому» взамен старой: «око за око». Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения и понимания. В библейской традиции удар по щеке - это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу - личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия. Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?
Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. С другой стороны, как вы представляете себе страну, когда полицейский или любой другой охранник правопорядка будет при ударе негодяя подставлять другую щеку? Или как отец ребёнка, ведомый принципом отрицания насилия, будет бездействовать, когда избивают его сына? Ни это ли тогда будет грехом и проявлением зла?
В сущности, всякий удар - это не только физический ущерб, но и оскорбление достоинства человека как образа Божия. Подставить другую щеку - значит, при любых условиях и обстоятельствах не терять доброжелательного отношения к человеку, ведь иначе невозможно взвешенно и мудро реагировать на жизненные различные ситуации, принимать правильные решения. Этот странный совет (для крайне редкой ситуации предлагающий крайне трудный выход) взрывает древний мир и создает личность. Дело в том, что удар по щеке в эпоху Христа и в любую другую эпоху есть не столько физический, сколько нравственный удар. Это оскорбление, а не травма. Но это оскорбление публичное, а не личное.
Дать сдачу нужно не для себя, а для товарищей. Если тебя ударят по одной щеке, не зависимо какой, если ты неразумное животное, то ты непременно будешь обусловлен необходимостью, ответить агрессией, не задумываясь, принесет ли она благо тебе самому, исправит ли твоего обидчика, ты порабощен слепым желанием. «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Смысл, полагаю в том, чтобы никто никому не делал зла (что в принципе невозможно). Вам никак не захочется подставлять левую щеку, когда Вас не смогли «треснуть» по правой. Следовательно, и другому человеку также. Так зачем же бить друг друга по правой, чтобы потом в ответ получит в левую (правую)? Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они обращались с тобой - трудно достижимо, но стремиться к этому нужно. Если ради общественного спокойствия необходимо призвать его к порядку, то предоставь это властям, но что касается тебя, то самым разумным будет пройти мимо, не обращая более внимания на него. Однако возможно, что прощение одного удара предотвратит другой, тогда как отмщение обязательно повлечёт за собой другой. Некоторых людей можно победить смирением, в то время как сопротивление только больше возбуждает их. Что означают слова Христа? Чтобы понять смысл слов Иисуса, нужно рассмотреть их в контексте, а также принять во внимание, кому они были адресованы.
Перед тем как их произнести, Иисус упомянул о законе, который его слушатели хорошо знали из Священного Писания. Он сказал: «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб», «Глаз за глаз и зуб за зуб»-/Мт.5.38/. Закон, на который ссылался Иисус, записан в книгах Исход 21.24: «Глаз за глаз, зуб за зуб. Руку за руку. Ногу за ногу»; и Левит 24.20: «Перелом за перелом. Око за око, зуб за зуб. Как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать». Следует отметить, что предусматриваемое им наказание «глаз за глаз» применялось только после суда: нарушителя закона приводили к священникам и судьям, которые тщательно исследовали обстоятельства дела и устанавливали, было ли преступление умышленным. «Недостаточно одного свидетеля…при словах двух…или при трёх свидетелях состоится дело» /Вт.19.15-21/. Со временем иудеи стали применять этот закон неправильно. В XIX веке библеист Адам Кларк по этому поводу написал: «Создаётся впечатление, что иудеи стали пользоваться законом, «глаз за глаз», дабы оправдывать затаённую ненависть и причинение зла обидчику. Нередко месть была беспощадной и влекла за собой ещё большее зло, нежели то, которое её вызвало».
Однако Священное Писание никоим образом не одобряет месть и вражду. Напротив, истинный смысл Божьего закона, данного израильтянам, становится понятен именно благодаря учению Христа из Его Нагорной проповеди. Призывая подставить другую щеку, Иисус не имел в виду, что, если кого-то из его учеников ударят по одной щеке, тот должен буквально повернуться и подставить для удара и вторую. Во времена, когда писалась Библия, что можно сказать и о наших днях, пощёчину наносили не для того, чтобы ранить человека физически, а чтобы его оскорбить или спровоцировать. Христос, когда Его: «один из служителей, ударил Иисуса по щеке» - ударил Его ладонью руки. Значит, предположим, он ударил Его в левую щеку, если служитель не левша. Тогда какую щеку подставлять? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»-/Ин.18.22.23/.
Другой эпизод, когда апостола Павла судили: «Первосвященник же Анания…приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена побеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня»-/Деян.23.2-3/. Очевидно, Иисус говорил о том, что, когда нас провоцируют на конфликт с помощью буквальной пощёчины или злых слов, не следуют отвечать обидчику тем же. Вместо этого нужно постараться разорвать порочный круг мести: «Никому, не воздавая злом за зло» - /Рим.12.17/. К тому же слова Христа очень напоминают следующие высказывание Соломона: «Не говори: «как он поступал со мною, так и я поступлю с ним, воздам по делам его» - /Прит.24.29/. Христиане готовы повернуть другую щеку в том смысле, что не поддаются на провокацию и отказываются идти на конфликт. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, незлобивым» - /2Тим.2.24/.
Можно ли прибегать к самозащите? Подставить другую щеку не означает бездействовать, когда на нас нападают и хотят причинить физический вред. Ударяющему тебя по щеке, если это возможно? - подставь другую, но не дай ударить. Иисус не подразумевал, что мы вообще не должны защищаться. Скорее, он имел в виду, что не следует применять силу, чтобы, поддавшись на провокацию, кому-то отомстить. Конечно, лучше избегать столкновений. Однако если мы становимся жертвой преступлений, вполне уместно защищаться и обратиться за помощью в правоохранительные органы. Ранние ученики Христа поступали по этому же принципу, когда дело касалось нарушения их прав. К примеру, во времена апостола Павла римская правовая система гарантировала гражданам определённые права. И Павел воспользовался этим, чтобы защитить своё законное право проповедовать благую весть, следуя повелению Христа - /Мт.28.19,20/. Во время проповеди в Филиппах власти арестовали апостола Павла и его товарища Силу и обвинили их в нарушении закона. Затем их обоих публично высекли и без суда и следствия бросили в тюрьму. Когда же представилась возможность, Павел заявил о своих юридических правах. Узнав, что Павел римский гражданин, власти испугались и стали умолять его и Силу незаметно покинуть город. Таким образом, Павел создал прецедент: «в отношении защиты и законного утверждения благой вести» говоря: «нас Римских граждан, без суда» - /Деян. 16. 35-40/. «при защищении и утверждении» - /Фил.1.7/. Если вас ударили по щеке, задумайтесь, значит, вы что-то сделали в этой жизни не то (кого-то обидели, унизили, оскорбили и т.д.). Проанализируйте, осознайте, попросите у него прощения, и это больше не случится. Ну а если вас ударили и по второй щеке, значит, вы наступили второй раз на одни и те же грабли. Подумайте! Удар по щеке, что значит?. Прежде чем замахнуться на своего ближнего, должен позаботиться мыслью о возможных последствиях. Какой принцип лучше и правильнее? Как можно жить по принципу «Ударят по одной щеке, подставь другую» в нашем современном мире? Пусть преобладает здравый смысл в понимании.
"Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб" Ветхий завет (Исход, 21, 24) "А я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" Ветхий завет (Левит, 19, 17-18)
Книга Левит - нет тут такого. Тут написано: не враждуй на брата твоего, и не понесешь за это греха... Вообще вторая фраза, это из Нового Завета, это слова Христа. Суть "око за око" не значит, что бежим всем бить глаз...Данную фразу о.Александр Мень растолковал, что воздаяние за грех, не должно быть большим, чем вред причиненный от греха. А про "подставь другую щеку",тут видимо, срабатывает принцип смирения, к которому призывает христианство.
Око за око, и зуб за зуб, означают вовсе не мстить всем. В Ветхом Завете встречается выражение «око за око и зуб за зуб» (Книга «Исход», 21 глава). То есть, согласно ветхозаветному законодательству, за причиненный вред нужно отдать равноценную компенсацию. В наше время это воспринимается как призыв к мести. На самом деле всё наоборот. Во-первых, выражение «око за око» — это выдержка из раздела ветхозаветного законодательства, который можно сравнить с современным гражданским правом. В народе избранном — так в Библии именуется еврейский народ — судебные дела рассматривали так называемые «народные судьи». Они следили за порядком в народе и наказывали виновных. Все решения принимались ими на основании строго определенных законов и правил. Во-вторых, «око за око» было ограничительной мерой и запрещало чрезмерные взыскания: виновному в повреждении одного «ока» не могли повредить оба или причинить какой-либо другой вред. И, наконец, данная мера была введена лишь для того, чтобы не допускать беззакония в народе: самосуда или разгула безнаказанности. Ничего общего с современным пониманием этой фразы! Когда сталкиваешься с подобными примерами, становится понятно, почему в журналистике огромное внимание уделяется контексту, в который помещается то или иное высказывание: одни и те же слова могут иметь абсолютно противоположное значение. Слова, действительно, могут быть восприняты по-разному и за словами могут последовать реальные дела. Если человек воспринимает библейское «око за око» как призыв к мести, то он может прикрыться этим правилом для вымещения своей злобы. http://1001.vdv.ru/arc/sushin/issue3/
"Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб" Ветхий завет (Исход, 21, 24) "А я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" Ветхий завет (Левит, 19, 17-18) Почему обе эти фразы оказались бок о бок в Ветхом завете?Вопрос в первом посте основан на откровенной дезинформации. В Ветхом Завете нет этих фраз "бок о бок". Вот первая: Левит глава 24: 19 Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: 20 перелом за перелом, глаз за глаз, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. Второзаконие глава 19: 21 да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. Исход глава 21: 23 а если будет вред, то отдай душу за душу, 24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, Лев.24,20; Втор.19,21; Мат.5,38 25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. Вот якобы вторая: Левит глава 19: 17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. 18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь. Не совсем то, не правда ли? В Ветхом Завете нет про "подставь другую щеку". Есть - про законное воздаяние, которое не должно перерастать в месть. Об этом уже писала .amaZonka. "А я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" - это Новый Завет, Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея. Вариация: Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку - Нагорная же проповедь в изложении апостола Луки. Тоже Новый Завет. Для особо одаренных поясняется как раз про око за око, надо только посмотреть строкой раньше: Мф. 5: 38 Вы слышали, что сказано: глаз за глаз и зуб за зуб. 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы путаете с Заповедями и античными богами, преуспевшими в войне. Вы вообще много чего в этом напутали. Понимаете ли, Заповеди исходили не от античных богов... И Новый Завет с Ветхим - далеко не одно и то же.
У евреев удар в правую щеку осуществлялся не кулаком, а ребром ладони - это обозначало оскорбление, презрение и т.д. И Христос говорит о том, что не нужно отвечать человеку тем же, не нужно его так же оскорблять. Но он совсем не имеет в виду, то, что если на вас нападут в подворотне, то нужно подставлять щеки. В этом случае нужо отвечать, защищатьтся от обидчиков. Главное: чтобы в сердце не было злобы, и жажды мести. Ведь можно делать замечания, поучать людей ради блага. Если вы видите что люди творят насилие нельзя проходить мимо, нужно остановить но не с злорадством, сделать замечание и т.д Запрещается лишь отвечать со злостью оскарблением на оскарбление. Ведь Патриарх благославляет идти воинов защищать Отечество с оружием в руках - ради блага. Сознательная ложь? Зачем вводить в заблуждение не знающих? Вторая цитата ведь из Нового завета. Религия - это способ управлять массами людей и просто бизнес на людях. А Библия это свод правил: 1. для евреев - Ветхий завет как нужно поступать с неевреями " И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин?"(Числа 31:15) "Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин"(Числа 31:17) "Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего - либо другого, что [можно] отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею."(Второзаконие 23:19) 2. Для не евреев - Новый Завет(адаптированнный для не евреев иудаизм), смирись и терпи чтобы не происходило. "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"(Мф.5-39).
В Библии все иносказательно. Понимаем это так: как бы тебя не обманули, не переставай доверять людям. Дело не в том, смолчите вы или ударите в ответ. Дело в том, допустите ли вы в свою душу разрушительную злобу и ненависть.
По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько "непонятных" и "противоречащих" здравому смыслу мест. Новая рубрика нашего журнала -"Мир Библии" — посвящена их православному толкованию.
Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше — всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены. Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41). Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлечененно-фило-софский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком. Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди. В библейской традиции удар по щеке — это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу — личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия. Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей? Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, — это высшее выражение любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь. Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения. Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному. Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека. Христианство говорит, что заповеди Христа — это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании — это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства — спасение и обновление личности -предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией). Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне — страх быть подвергнутым тому же. Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся. Заповедь Христа — «не противься злому» — предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом -противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно. Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином. А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек — постарается выбрать меньшее зло. Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди "непротивления злому", еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.
Вернуться в раздел ПОЗДРАВЛЯЕМ!