Южная Осетия - соседняя с Россией республика, до 2008 года, входившая в состав Грузии.
Выборы в Южной Осетии показали, что сплоченность населения маленькой республики перед лицом общего врага - Грузии - больше не является главным фактором местной политики. Тема борьбы с внешним врагом исчезла из политической повестки Южной Осетии, а тема качества рутинной мирной жизни привела ее к гражданскому противостоянию. Кроме того, голосование в Южной Осетии стало вполне корректным экспериментом гипотетических выборов в любом российском дотационном регионе, если бы в России вернули прямые губернаторские выборы. Мирное восстановление на гигантские суммы, выделяющиеся из российского бюджета(речь идет примерно о 45 миллиардах рублей на 50 тысяч жителей республики (по данным правительства ЮО – 72000 населения), провалено. В Южной Осетии не было левых и правых кандидатов в президенты, борьбы непримиримых политических платформ. Разница между кандидатами, вышедшими во второй тур, состояла в другом. Анатолий Бибилов представлял действующую власть и налаженные контакты с российской политической элитой(между первым и вторым туром выборов он даже встречался с Дмитрием Медведевым). Алла Джиоева была кандидатом простых жителей республики, недовольных ходом послевоенного восстановления, и связей с российскими властями не имела. При этом в силу крошечных размеров территории и населения Южной Осетии обмануть людей невозможно: все друг друга знают и все видят, как тратятся российские деньги и как изменился уровень жизни простых и«непростых» людей республики через три с половиной года после победы России в войне с Грузией.
Россия трое суток вообще не комментировала ситуацию в республике, за которую в силу итогов войны-2008 несет финансовую и политическую ответственность. Первая реакция МИД России говорит об отсутствии внятной официальной позиции относительно происходящего.«В Москве внимательно следят за развитием событий в дружественном соседнем государстве. Заинтересованы в том, чтобы в этой молодой республике сохранялась спокойная и стабильная обстановка, а политические процессы развивались исключительно в рамках правового поля», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте российского внешнеполитического ведомства.
Конечно, лучшим для России вариантом была бы мирная смена власти в Южной Осетии на основании итогов президентских выборов и уход Эдуарда Кокойты. Фамилия нового президента республики не имеет для российской власти принципиального значения: у Южной Осетии в обозримом будущем не появится других источников финансирования, кроме российской казны. При этом обострение ситуации в Южной Осетии и кризис власти в республике, независимость которой Россия признала вопреки мнению мирового сообщества, крайне неприятно для самой российской власти.
В таком случае удар по России будет едва ли ни больше, чем по самой Южной Осетии. Во-первых, в таком случае Россия покажет неспособность наладить эффективный политический контроль даже над такой крошечной и малонаселенной территорий, превратив свои имперские амбиции в посмешище. Во-вторых, в силу теснейших связей между Южной Осетией и российской Северной Осетией мы автоматически получим дополнительный очаг напряженности в кавказском регионе.
При этом Россия уже проходила опыт силового вмешательства в выборы президента Абхазии в 2004 году, когда кандидат Рауль Хаджимба после встречи с президентом Путиным и прямой поддержки Кремля проиграл выборы считавшемуся тогда оппозиционным Сергею Багапшу. В результате российские посредники вынуждены были останавливать едва не начавшуюся гражданскую войну. Правда, тогда Россия не признавала независимости Абхазии в одностороннем порядке и могла действовать в согласованном на международном уровне миротворческом формате. А Багапш в итоге оказался совершенно пророссийским политиком, и состояние абхазской государственности на порядок лучше югоосетинской. Другое дело, что он старался отстаивать интересы Абхазии как независимого государства. Однако и это не помешало России добиться бессрочного военного присутствия на территории Абхазии, а также получить доступ к разработке ее морского шельфа. В любом случае в России должны понять, что теперь невозможно будет переложить вину за разруху и хаос в Южной Осетии на Грузию или на помогающие ей оружием страны НАТО. Признав независимость этой республики и не добившись международной поддержки своего решения, Москва оказалась в политическом капкане. Теперь именно Российская Федерация воспринимается международным сообществом(и в значительной степени считает себя сама) единоличным патроном Южной Осетии.
Но признание её независимости делает политически нежелательным для российской власти прямое силовое вмешательство в тамошнюю ситуацию — остается действовать тонкими дипломатическими методами.
Читать полностью на сайте GAZETA.RU
ИСТОРИЯ ТАКОВА:
После первого тура 13.11.2011 года повторно 27.11.2011 состоялся второй тур выборов президента в Южной Осетии. Во втором туре приняли участие 27 956 человек. За Аллу Джиоеву проголосовало 16 454 (58,9%) избирателя. За команду Анатолия Бибилова проголосовало 10 972 (39,3%) избирателей, остальные бюллетени признаны либо не действительными, либо испорченными, либо против всех. Преимущество в более чем пять тысяч голосов или почти в 20%, это серьезно. Но конституционный суд признал эти выборы недействительными.
С такими предвыборными тезисами (не являясь представителем действующей власти) не мудрено быть недействительным:
Программные тезисы кандидата в президенты РЮО Аллы Джиоевой
18.11.2011
1. В марте 2012 года провести прямые выборы депутатов в Парламент РЮО и организовать работу Парламента на профессиональной основе.
2. Предложить Парламенту РЮО рассмотреть вопрос о прямых выборах прокуроров РЮО. Из них пять человек будут выполнять обязанности прокуроров Цхинвальского, Дзауского, Знаурского, Ленингорского районов и г. Цхинвал, шестой — обязанности Генерального Прокурора. Исполнение обязанностей Генерального прокурора сроком на один год, потом ротация.
3. В апреле 2012 года провести выборы Парламентом РЮО членов Конституционного суда и судей Республики.
4. В сентябре 2012 года провести прямые выборы депутатов районных и городских советов. Одновременно провести прямые выборы глав районов, районных центров и сельских округов (сельский округ — это несколько малочисленных сел, находящихся рядом), мэра г. Цхинвал и мэра г. Квайса.
5. Премьер-министр, Кабинет министров ежегодно должны выступать с отчетом перед Парламентом Республики. Парламент решает вопрос об их соответствии занимаемой должности.
6. До декабря 2012 года принять новый налоговый кодекс, с обязательным декларированием доходов и расходов. Один раз в год публиковать бюджет РЮО.
7. Для снижения стоимости:
а) мобильной связи — допустить на рынок сотовой связи РЮО других российских операторов: Билайн, МТС;
б) бензина — допустить на рынок РЮО крупные российские нефтяные компании: Роснефть, Газпромнефть и др.
8. В течение 30 дней провести анализ и учет разрушенного частного и муниципального жилья. Опубликовать список очередности и сроки восстановления. До декабря 2012 года восстановить разрушенное частное жилье.
9. В течение 30 дней составить и опубликовать списки лиц, которым не была выплачена компенсация. До декабря 2012 выплатить положенные компенсации.
10. В течение 30 дней создать комиссию по расследованию и контролю расходования денежных средств со специального счета РЮО, на котором после войны находилось около 1 млрд рублей.
11. В ноябре 2012 года провести на территории РЮО опрос общественного мнения о доверии ПРЕЗИДЕНТУ.
12. До 1 марта 2012 года разработать и согласовать с Правительством РФ План социально-экономического развития РЮО на период 2012—2017 гг. В экономике основной приоритет будет дан сельскому хозяйству, с выдачей льготных долгосрочных кредитов.
ЦХИНВАЛ, 10 декабря 2011 года. Эдуард Кокойты объявил сегодня о сложении с себя полномочий президента Южной Осетии. До повторных президентских выборов, намеченных на 25 марта 2012 года, исполнять обязанности главы государства будет председатель правительства Вадим Бровцев.
Церемония передачи полномочий проходит в соответствии с соглашением «о совместных действиях по урегулированию политического кризиса в Республике Южная Осетия, возникшего по итогам выборов президента Республики Южная Осетия в ноябре 2011 года», подписанным в пятницу вечером Кокойты и лидером оппозиции Аллой Джиоевой.
Согласно документу, текст которого распространили местные средства массовой информации, «гарантом его выполнения и его депозитарием выступает российская сторона». Соглашение составлено «в одном экземпляре», который также находится на хранении в России.
В соглашении говорится, что Джиоева и ее ближайшее окружение признают решение парламента о проведении повторных президентских выборов 25 марта и «принимают меры к тому, чтобы в кратчайший срок их сторонники освободили площадь /в Цхинвале/ и прекратили уличные акции». Джиоева имеет право участвовать в повторных выборах.
ЦИК Южной Осетии готовится ко второму туру президентских выборов
Избирательные бюллетени в количестве 40 000 уже отпечатаны и переданы в территориальные и участковые комиссии. В списки избирателей внесено 39790 человек. Так же, как и во всех предыдущих турах голосования в паспортах проголосовавших избирателей также будет проставлена печать, но другой формы.
Количество избирательных участков - 84. В том числе, два участка в селе Верхний Рук Дзауского района для граждан Южной Осетии, проживающих на территории Северной Осетии. Один участок откроется в Москве, на территории посольства РЮО в России.
Выборы будут считаться состоявшимися, если в них примет участие более 30% избирателей. Победитель определяется простым большинством голосов. Причем количество избирателей, проголосовавших "против всех" не должно превышать число голосов, отданных за победителя.
Второй тур повторных президентских выборов в Южной Осетии пройдет 8 апреля 2012 года.
Напомним, что во второй выборов президента Южной Осетии вышли экс-председатель комитета госбезопасности Леонид Тибилов, который набрал в первом туре 42,48% голосов, и уполномоченный по правам человека при главе республики Давид Санакоев (24,58%). Первый тур состоялся 25 марта 2012 года, второй предстоит 8 апреля. Результаты прошедших 27 ноября 2011 года предыдущих выборов были признаны Верховным судом Южной Осетии недействительными из-за допущенных нарушений…
ЦХИНВАЛИ, 8 апреля 2012 года.. По итогам обработки 100% бюллетеней на выборах президента Южной Осетии бывший глава республиканского КГБ Леонид Тибилов набирает 54% голосов избирателей, а омбудсмен Давид Санакоев — 43%.
Разное:
4 декабря 2011 года. В подавлении уличных протестов в Москве, возможно, примет участие чеченский полк. Такую запись оставил в Twitter журналист «Ъ» Олег Кашин. «Менты в участке рассказали не для протокола, что чеченский полк расквартировали на северо-востоке Москвы, выделив им 600 квартир», - сообщил он. Разговоры о том, что в случае волнений в Москве защищать режим будут чеченские подразделения из армии академика Кадырова, ходили давно. Дело в том, что, как показывает современная российская история, российские военнослужащие в критический момент стремятся соблюдать нейтралитет и не стреляют в народ. Чеченские бойцы гораздо надёжнее. Они имеют хорошую боевую подготовку и высокую сплочённость, они заведомо не чувствуют себя частью российского общества. Наоборот, они испытывают к нему чувства, близкие к ненависти. Можно предположить, что идея сделать ставку на чеченских бойцов, принадлежит замглаве кремлевской администрации Владиславу Суркову. С некоторых пор ближнее окружение зовет его «Аллах» в память о заявлении президента Чечни Рамзана Кадырова о том, что «деньги ему на все его нужды даёт Аллах». А сам Кадыров в благодарность даёт «Аллаху» 99% поддержку «Единой Россиии» на выборах.
14 декабря 2011 года уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев заявил о том, что власти Москвы должны убрать установленную в одном из городских дворов (Комсомольский проспект, дом 38/16) памятную плиту и камень гвардии полковнику российской армии Юрию Буданову, сообщает «Интерфакс».
В своем обращении к мэрии Москвы пресс-служба Нухаджиева называет Буданова «несуществующим полковником» и напоминает московским чиновникам о том, что тот отсидел срок за убийство.
А через неделю, 20 декабря 2011 года премьер-министр России Владимир Путин подверг критике звучащие в последнее время предложения прекратить финансирование Северного Кавказа. На заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северокавказского федерального округа, которое проходит в Гудермесе, Путин напомнил, что подобное высказывание прозвучало 15 декабря в ходе его прямой линии с гражданами России.
«Давайте задумаемся, что это значит. Это значит, что не нужно вкладывать деньги в развитие республик, в создание новых рабочих мест? Но тогда молодые люди с Северного Кавказа будут еще в большем количестве переезжать в другие, прежде всего крупные города, со всеми проблемами, которые это рождает», — цитирует Путина РИА «Новости». «Что делать тогда? Гнать их? Но куда им деваться? Они будут пополнять бандформирования», — сказал он. Владимир Путин убежден, что прекращение финансирования региона приведет к еще большему росту напряженности в межнациональных отношениях.