Русская Православная Церковь (Московский Патриархат),
Тамбовская митрополия, Мичуринская епархия
Богоявленский благочиннический округ
Благочиние располагается на территории Первомайского района Тамбовской области
____________________________________________________________
Была наша церковь двупрестольная: главный престол - святого Василия Великого (14 января) и придельный - святой Троицы.
Память о Васиилии Великом в Православоснавной церкви происходит 14 января и 12 февраля в праздник — Собор трёх святителей (Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст).
По церковному преданию от 1084 года, все вместе три святителя явились и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом: "Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство."
Слава Василию Великому! Ему почитание всего русского верующего православного народа!
Святой архиепископ Василий Великий служил Православной Церкви Божией восемь лет шесть месяцев и шестнадцать дней (с места митрополита Каппадокийского), а всех лет жития его было сорок девять (330-379 г.г.- по современному 14 января).
Еще апостол Павел говорил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Согласно этой заповеди, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих святых: апостолах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных, их имена внесены в церковный Диптих на вечное поминовение.
Василию Великому приписываются изобретение иконостаса и составление литургии.
Василий Великий (Кессарийский) один из трёх святых, отнесённых к Собору вселенских учителей и святителей. Этот Собор - праздник Православной церкви, посвящённый памяти Великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви. Торжество Собора вселенских учителей и святителей совершается 12 февраля.
Василий Кессарийский убеждённый поборник Киновии – это христианская монашеская коммуна, монастырь общежитского устава, как форма организации монашества на начальном историческом этапе. Монахи киновии все необходимое, еду, одежду, обувь и прочее, получают от монастыря. Труд монахов киновии безвозмезден, результаты труда полностью принадлежат монастырю. Все монахи киновии (вплоть до настоятеля) не имеют права собственности и личного имущества, а, следовательно прав дарения, наследования и так далее. Отца Василия Великого звали также Василием, а мать - Эмилией. pravmir.ru/svyatitel-vasilij-velikij/
При образовании нашего села отцы-основатели тоже применили похожую форму жития – общество, получающее всё от государства, но обязанное положить все своё, включая жизнь, на благо Отечества. Они проповедовали слова Василия Великого: "Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся".
===============================================================
Впервые источники упоминают о нашем селе Хоботце (Малый Хоботец, Хоботенка) в первой половине XVII века - 22 ноября 1635 года, затем в описи 1650-52 год, а о "первой" церкви в 1657 году:
- В послании Государю, где сообщается, что «ноября в 22 день в час ночи ратные люди (воины) пришли в новый город (ныне Мичуринск) и сказали..., что они ходили за татары до Малого Хоботца, где громили татаровя пронских казаков. (Отписка в Разряд воевод И.В. Биркина и М.И. Спешнева о бое с татарами. Ноябрь 1635 г.).
- В росписи церквям 1657 года указано село Хоботенка. А в нем строят церковь Василия Великого. В том селе поп Семион Федоров, сказал: «крестьян де и бобылей у него нет, с ним де живет в том селе пономарь Васька Васильев, да у него сын Васька десяти лет у церкви дьячок». Позже, по окладным книгам 1676 года в селе Малом Хоботце значится «Церковь Василия Кесарийскаго». У той церкви двор попа Сергия. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе (Васильевском) к той церкви: 48 дворов детей боярских, 7 дворов бобыльских, и всего 56 дворов». Видимо, с этого времени вместо деревни Хоботенка, поселение стало именоваться село Хоботец Васильевского прихода, а позднее Хоботец Васильевское.
А первая каменная церковь была заложена в 1778 году, и окончательно появилась там примерно с середины XVIII века – 1847 году. Это был Храм святого Василия Великого с придельным престолом святой Троицы. В этом храме крестились люди, которые родом из этих мест или проживали в ближайших деревнях, о чем свидетельствуют найденные в архивах Тамбовской области исповедальные ведомости. В селе Хоботец-Васильевское (Хоботцы) также находятся старые заброшенные кладбища, где погребены наши предки, жившие в селе или близ Хоботцов с XVI века
Также и на основании данных Тамбовской областной епархии в селе в 1778 году была заложена и построена большая (на месте старой деревянной от 1655-57 года), а затем заложена кирпичная (белая) в 1847 г.) приходская церковь, в которой венчали по 50 пар молодожёнов. Примечательно, что церковь была очень большая, алтарь значительно больше, чем у сегодняшней церкви архистратига Михаила в селе Старосеславино (1887 г.). Старожилы говорят, что глину для церковного кирпича добывали всем селом за "родником" реки Хоботец на "большом" поле, что находится в поле за прежней Погореловкой (ул.Полевая и Садовая).
Из Историко-статистического описания Тамбовской Епархии (издание канцелярии Тамбовской Духовной Консистории под редакцией секретаря А.Е. Андриевского, Тамбов, 1911 г. (стр 207, №277)): - приход Хобтец-Васильевский (Хоботцы). Церковь каменная, тёплая, построена в 1885 году на средства прихожан. Престолов два: главный - святого Василия Великого (14 (01) января) и придельный - святой Троицы. Дворов 503, душ мужского прихода 1731, женского прихода 1867 (всего 3598 человек), великороссы, земледельцы, имеют душевой надельной земли каждый по 15 саженей в поле. В приходе в 3 верстах от храма есть казённый лес. Школы: церковно-приходская и земская, законоучителю в последней оплата 75 рублей в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеется опись церковного имущества и метрической книги с 1880 года. Штат: священник, диакон и два псаломщика. Братский годовой доход 1800 рублей. Корреспонденцией заведовал земский начальник 6 участка, становой пристав 4 стана на ж.д. станции "Богоявленск"...
На службе священно-церковно-служителей по 5-му Козловскому округу в селе Хоботец- Васильевское в 1911 году состояли:
- Калининский Андрей Андреев, диакон с.Хоботца Васильевского,
- Оржевский Василий Иванович, псаломщик с. Хоботца Васильевского,
- Димитриевский Яков Васильев, псаломщик с.Хоботца Васильевского.
Здесь список священников других сёл: http://bogojavlensk.tamb.ru/istoria.htm
Храмы Тамбовщины: http://xramy-tambov.ucoz.ru/
Молельная комната в селе: http://bogojavlensk.prihod.ru/pripisnye_khramy/view/id/31759
Будущая молитвенная комната будет именоваться в честь свт.Василия Великаго (приписная Михаило-Архангельского храма с.Старосеславино).
393711 Тамбовская обл., Первомайский р-он, с.Хоботец-Васильевское, ул.Попова, д.6.
Комната бывшего ФАП в июле 2011г. передана РПЦ. В настоящее время ведутся работы по ее благоустройству.
Окормляет населенный пункт: иерей Ярослав Гривас.
Церковный староста: Печенкина Юлия Ивановна.
Храм ещё действовал и в 1930-е годы и священником в нём был отец Фёдор с дьяконом, а в 1949 году, во время председательствования Виданова Григория Алексеевича ("Шауркина"), церковь закрыли, колокольня и другие надстройки, иконостас были разобраны - храм запустел. Очевидцы рассказывают, что в 1960-х годах у церкви уже точно не было крестов и там, в соседнем с церковью зданием, сельсоветом был организован Дом культуры. После строительства нового ДК здание церкви постепенно разрушили до основания. А нынешний Дом культры был частично построен из кирпича разобранной старинной церкви. Так что ДК наш намолен веками. Рядом с церковью было здание клуба и сельсовета (2 этажа, там позднее была организована школьная "продлёнка").
Зачем уничтожили церковь?
К сожалению, в России к власти приходят люди ненавидевшие всё что было до них.
Им очень хотелось вбить в головы людей, что искусство, философия, история, да и сама жизнь начинается с них. Стоит вспомнить «Черный квадрат» Малевича, провозглашённый началом начал всех искусств.
Желание стереть историческую память выливается в дремучий вандализм и изощренную идеологическую пропаганду.
Так было и в 1930-тые годы, под флагом борьбы с религией, уничтожались исторические памятники и все что напоминало о дореволюционной жизни.
Было понятно, что церковь долго не простоит. Надо было уничтожить церковь. Не дай бог, восстановят и освятят.
На месте разрушенной церкви в 2007 году односельчанами был установлен деревянный Памятный Поклонный крест. Установлен с надеждой, что она возродится. Обязательно возродится!
Возрождение святой обители в соседнем селе.
14 июля 2002 года в селе Новая Козьма Первомайского района Тамбовской области, в рамках Патриаршей программы «Храмы Российской глубинки» был освящен реконструированный храм во имя святых Косьмы и Дамиана. Работы по его полному восстановлению продолжались около полутора лет, что для столь вместительного храма, площадь которого составляет более тысячи квадратных метров, стало своеобразным достижением.
Этот Храм был закрыт в 1930-е годы, а в пятидесятые годы колокольня и другие надстройки, иконостас были разобраны, и храм переоборудовали под овощехранилище. Холод и запустение воцарились в его стенах...
Интересно, что село отличается от деревни тем, что в нём есть храм и последняя сохранившееся церковная ревизия от 1858 года, а более старые ревизии 1834, 1816... и так до первой ревизии 1782 года.
В Тамбовской епархии существовали несколько округов:
Один из них 5-й Козловский (ныне Мичуринский) округ также учитывал свои приходы:
...в с. Васильевском Хоботце Васильевская, деревянная, постр. неизвестно когда (вероятно в 1635-36 г.г. или 1778 г.), распр. 1847 г., прест. один...
Алтари православных церквей и часовен обращены на восток, а главные входы и колокольни расположены с западной стороны. Приподнятый конец нижней перекладины креста купола церкви обращен на север, а опущенный конец нижней перекладины креста указывает на юг.
МЫ ДОЛЖНЫ ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ ПРЕДКОВ И ВОССТАНОВИТЬ ЦЕРКОВЬ!
События:
1642-1645 гг. - Период массированных набегов Орды.
1647 г. - Сооружение Татарского вала.
1682 г. - Открытие Тамбовской Епархии.
1699 г. - Закрытие Тамбовской епархии.
1758 г. - Повторное восстановление Тамбовской Епархии по именному указу императрицы Елизаветы Петровны.
http://www.tmb.ru/~vad/hram/ - церкви и поместья Тамбовской губернии
http://www.eparhia-tmb.ru/ - Тамбовская Епархия
Богоявленский благочиннический округ: http://www.eparhia-tmb.ru/blagochiniya/bogoyavlenskij-blagochinnicheskij-okrug/
Храм прп.Сергия Радонежского (п.Первомайский): http://sergy.prihod.ru/
Расчёт дня Пасхи на любой год: http://www.nesusvet.narod.ru/txt/easter.htm
Русские — значит православные
Хочу вернуться к теме, ранее уже поднимавшейся в статье под названием «Новый крестовый поход». Как верующий и хорошо знакомый с затронутым предметом человек, не согласен с высказанным мнением о взаимоотношениях Православия и государства. Оно, к сожалению, характерно для части населения, до сих пор живущей мифом о том, что православие это «когда попы обирают неграмотные, темные массы и тормозят развитие прогресса». Но с тех пор как Русь, приняв Православие, превратилась в единое мощное государство и до большевистского переворота, понятие «русский» значило «православный». Наши предки не поняли бы, если бы их назвали русскими и не православными. Сражаясь за Родину, они отдавали жизни за Русь Святую и веру православную.
Великие победы были одержаны русским и именно православным воинством. Известно, что Димитрий Донской (впоследствии причисленный к лику Святых за богоугодную жизнь и славные победы над врагами веры и Отечества), едет к Св. Сергию Радонежскому, и игумен земли русской благословляет великого князя на Куликовскую битву. Монах Александр (Пересвет) побеждает в поединке Челубея, татарского богатыря. А монах Андрей (Ослябя), как и многие русские воины (все, замечу, православные), смертью храбрых пал за Русь и веру православную. Святые Димитрий Донской и Александр Невский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и многие, многие другие герои — русские и православные.
Обратимся к более позднему времени. Тяжелейший 1942-ой, Великая Отечественная. Немцы со своих передовых позиций в бинокль рассматривают Московский Кремль. И по приказу Сталина Ленинград и Сталинград облетают самолётами, на борту которых — чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, Заступницы земли русской. Открываются храмы и монастыри, из лагерей освобождаются батюшки, служатся церковные службы о победе русского оружия. Всё это происходит, думается, потому, что Иосиф Виссарионович понимает, только человеческими силами не одолеть грозного врага. И знать не до конца прогневался Господь на народ наш, явил чудо своё, даровав победу над захватчиками. Безусловно, помогли её достижению и полководческий гений Г.К. Жукова, глубоко верующего человека, и талант военных конструкторов и храбрость простого солдата. Но был и поворот на 180 градусов советского руководства к церкви в самый критический, переломный момент войны. В честь Святых русских полководцев отливались ордена, их именами называли боевые расчёты и танковые дивизии.
Не вижу ничего плохого и в организации преподавания «Основ православной культуре» в школе. Не стану говорить о том, что она — основа нашей нынешней культуры. И мы, православные, крещеные люди, хотим, чтобы наши дети не были лишены того, чего лишили нас. В республиках с преобладающим мусульманским населением, кстати, в школах преподают «Основы ислама». Почему же мы, русские не должны делать подобного, не должны помогать молодым узнать, что же такое православие?
Общеизвестно, чтобы сломить даже самый непобедимый народ, надо лишить его истории, культуры, веры. Тогда это будет уже не народ, а быдло, с которым можно делать всё, что угодно. И в заключение приведу слова одного из классиков - Ф.М. Достоевского: «Русский человек без веры - последняя...». Не стану, пожалуй, ничего больше добавлять к уже сказанному. Всё и так, думаю, ясно.
В. Гулин
http://lv.ust-kut.org/?2009/15/21152009.htm
"ОТЧЕ НАШ" - ежедневная молитва
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей (каждый) день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки.
Аминь.
А это вариант в первозданном виде на староцерковном языке:
Отче наш, иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим,
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукавого.
Яко Твое есть и Царство, и сила, и слава,
Отца и Сына, и Святаго Духа
И ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь!
__________________________________________
Нам прислали стих-молитву о детях и семье:
Господи, как краток путь земной.
Свечу мою задуть стремится ветер...
Молю, Ты смерть не посылай за мной,
Пока во мне нуждаться будут дети.
Ты можешь хворь любую исцелить,
Простишь меня и примешь покаянье.
Лишь только ты умеешь так любить
И понимать телесные страданья.
Ты путь прошёл от ясель до креста,
Господь, принявший облик человечий,
Твоя непостижима доброта,
Ты был и есть, и неизменно вечен!
Храни детей моих среди невзгод.
Не допусти угрозы смертной битвы!
И верю я от зла их сбережёт
Моя, слезой омытая, молитва.
О! Господи, как краток путь земной
Свечу мою задуть стремится ветер...
Молю, Ты смерть не посылай за мной,
Пока во мне нуждаться будут дети...
Отче наш, пройди через мой дом и забери все переживания и болезни!
И, пожалуйста, оберегай мою семью!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь!
Господи, люблю Тебя, нуждаюсь в Тебе. Войди сейчас в моё сердце.
---------------------------------------------------------------------
Современная история (не о родителях, а учителях):
В школе преподаватель-атеист однажды спросил детей: "Поднимите руку, кто из вас атеист!".
Конечно, все дети хотели быть похожими на своего преподавателя, и с восхищением подняли руки. Все подняли, кроме одной. Эта рука принадлежала девочке по имени Маша.
- Маша, почему ты не подняла свою руку?!
- Потому, что я христианка!
- А почему ты христианка?
- Потому, что мои Отец и Мать христиане!
- А если бы твои мать и отец были бы идиотами, кем бы ты была?
- Атеисткой!