"Уважай наши законы, наши традиции и старших! Соблюдай порядок! И добро пожаловать!"
УВАЖАЙТЕ СТАРШИХ!!!
Побывайте везде и возвращайтесь к нам!
И всегда возвращайтесь сюда... Хотя бы мысленно...
Село Хоботец-Васильевское в августе 2021 года отметило тихо (из-за карантина) свой 386 год со дня основания!
Почтовый адрес: Россия, 393711, Тамбовская область, Первомайский район, село Хоботец-Васильевское (Хоб.-Васильевское)
"Земля Тамбовская! Древняя, омытая потом и кровью и овеянная славой... Если бы только ты могла говорить! Сколько нового, героического узнали бы мы тогда о мужественном и красивом русском народе, ранее населяющем тебя. Молчит земля, неохотно выдаёт она тайны предков. Но даже то, что сохранит история, даёт нам право гордиться и восхищаться прошлым наших дедов и отцов." - Из книги Б.Юдина "Первомайский район: страницы истории".
Значение слова Хоботец по словарю Брокгауза и Ефрона:
Хоботец — ряд сел Козловского уезда Тамбовской губернии, близ станции Богоявленск Рязанско-Уральской железной дороги: 1) Χ..-Богоявленское (Казинка), жителей 3033. 2) Х.-Васильевское, жителей 3030. 3) X.-Старо-Козмодемьянское (Старое Гаритово), жит. ок. 3000. 4) Х.-Ново-Козмодемьянское (Новое Гаритово), жителей 2334.
https://онлайн-словарь.рф/hobotec.html
Село Хоботец-Васильевское, как одно из редких самостоятельных русских поселений на Рязанской окраине, было известно (основано) как деревня Хоботцовка уже в 1635 году. Наше село страдало от набегов супостата и постоянно строилось как и село Иловай-Дмитриевское с 1636 до 1650 года. По некоторым церковным косвенным сведениям обосновывают появление села и к 1650 году. Но это не так.
Впервые источники упоминают о нашем селе Хоботце (Малый Хоботок, Хоботенка) в первой половине XVII века - в послании Царю от 22 ноября 1635 года, затем в писцовой книге 1650-1652 годов, а о "первой" церкви в росписях церквям от 1657 года:
- В послании Государю, где сообщается, что «ноября в 22 день в час ночи ратные люди (воины) пришли в новый город (ныне Мичуринск) и сказали..., что они ходили за татары до Малого Хоботца, где громили татаровя пронских казаков. (Отписка в Разряд воевод И.В. Биркина и М.И. Спешнева о бое с татарами. Ноябрь 1635 г.).
В росписи церквям 1657 года указано село Хоботенка. А в нем строят церковь Василия Великого. В том селе поп Семион Федоров, сказал: крестьян де и бобылей у него нет, с ним де живет в том селе пономарь Васька Васильев, да у него сын Васька десяти лет у церкви дьячок.
По окладным книгам 1676 года в селе Малом Хоботке значится «Церковь Василия Кесарийскаго». У той церкви двор попа Сергия. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 48 дворов детей боярских, 7 дворов бобыльских, и всего 56 дворов...
На основании данных Тамбовской областной епархии в селе в 1655 году была заложена и в 1658 году построена большая деревянная (перестроена в 1778), а затем белокаменная в 1847 г. (по другим данным в 1885 г.) приходская церковь...
Храм ещё действовал до 1931 года и священником в нём был отец Фёдор с дьяконом (во время войны в церкви был пожар и она изнутри выгорела), а в 1949 году, во время председательствования Виданова Григория Алексеевича ("Шауркина"), когда службу церковную в церкви давно уже запретили, входы церкви раскрыли и она была уже без присмотра. В годы атеистических гонений Храм был осквернён… Постепенно колокольняи другие надстройки были разобраны - храм стал разрушаться. Очевидцы рассказывают, что с 1952 и до начала 1960-х годов у церкви уже точно не было куполов. Церковную службу в церкви прекратили в 1931 году, когда появились первые колхозы и Храм стал приходить в запустение. Но никто не смел его разрушать вплоть до 1947-52 года - она была с раскрытыми вратами, но целая и с куполами, а потом в 50-х сняли сначала купола и звонницу и к 1962 году её окончательно разрушили до основания.
С 1650 годов в летописях упоминаются сёла Хоботец (Казинка или Хобот-Богоявленское), Малый Хоботец (Горетово или Старая Козьма) и Хоботёнка (Хоботовка или Хоботцы - это Хоботец-Васильевское) – видно такая иерархия сёл сложилась по возрастанию и населению. Это же Казинка, Горетово и Хоботцы, а по современному Хобот-Богоявленское, Старое Козьмодемьяновское и Хоботец-Васильевское. Отсюда прикидываем и образование и возраст этих сёл: о них уже упомянуто в писцовой книге 1650-52 годов. Сейчас условно известно, что Казинка образована в 1648 году, остаются ещё два года по-старшинству или наоборот. Это значит Горетово основано в 1647 году, а Хоботцы – в 1645 году. Или не так?
Не так! А обосновывается тем, что из всех сёл, ранее называемых Хоботец или Хоботцы, это имя и название осталось только у нас - у села Хоботец-Васильевское. Вероятно, что Горетово - это Малый Хоботец, а наши Хоботцы - это БОЛЬШОЙ Хоботец и "старший брат", т.к. только у него из 3-х сёл осталось имя Хоботец. Ведь пронские казаки (и шацкие с сапожковскими) и ратники (мичуринские) в 1635 году уже зашищали этот рубеж Хоботцов, о чём есть письменное подтверждение от 22 ноября 1635 года в донесении воеводы И.В. Биркина и М.И.Спешнева о боях с татарами (см.ниже в тексте). Вероятно эти сёла создавались для защиты от набегов басурман даже и раньше 1635 года вместе с Верхоценской волостью (Шацкого и Моршанского уезда), годом образования которой считается, как минимум, время до 1618 года, а 1622 год уж точно и однозначно.
Следует учесть, что в 1642-1645 годах был период массированных набегов крымских татар и многие сёла уничтожались в боях, а затем снова восстанавливались.
В старинных документах наше село значится как казённое село русских Хоботских драгун, переведённых из Богоявленского прихода. Название формировалось по церковному приходу и месту расположения села. Село изначально расположено на правом берегу реки Хоботец. До 1928 года наше село, как и другие нашего района, входили в состав Мичуринского уезда (района), а с 1928 - в Первомайский. Позднее по названию церкви (святого Василия Великого и святой Троицы) село стало именоваться Хоботцы Васильевские, а затем появилось и современное название Хоботец-Васильевское. На въезде в село русские казаки (драгуны) когда-то установили такое интересное и объёмное напутственное приветствие всем въезжающим: "Уважай наши законы, наши традиции и старших! Соблюдай порядок! И добро пожаловать!" И все, кто следовал этому, всегда дружно и мирно уживался с коренным населением.
Подробнее об образовании нашего села здесь: http://www.hob-vasilevskoe.lact.ru/istoriya-nashego-sela/istoriya-oblasti/istoriya-obrazovaniya-nekotoryih-syol-tambovskoy-oblasti?1870
Предистория такова: - для защиты южных рубежей России, с целью перекрытия путей вторжения отрядов монголо-татарских ордынцев, в середине XVI века начинается строительство укрепленных линий, состоящих из городов-крепостей, земляных валов, лесных засек и других укреплений с максимальным использованием природных преград - болот, рек, лесов.
Первой была построена Тульская засечная черта, потом южнее по Оке и верхнему течению Дона Заоцкая черта. В конце XVI века опорные пункты русской обороны передвигаются дальше на юг. Как следует из исторических хроник, в 1593 - 1596 г.г. наряду с уже существующими городами Тула, Ряжск, Шацк и др., сооружаются города-крепости - Белгород, Оскол, Курск и Валуйка ("Разрядная книга" 1475-1598 гг. М. Наука, 1966, стр. 500-501), положившие начало строительству новой системы укреплений - Белгородской оборонительной черты, тем более, что к началу XVII в. из центральных уездов России на южную окраину Московского государства переселилось немало русских крестьян, бежавших от крепостного гнета. Так, по мнению Ю.А. Мизиса [2?1], в 1622 г. уже 40% населения Верхоценской(?) волости состояло из русских переселенцев. Наиболее ранними поселениями Тамбовского края в бассейне р.Цны были села Серп, Татаново, деревни Борки, Морша и др. На р.Воронеж в это же время появляются село Горитово и деревни Торбеево, Казинка, Ярок. (Поповичева И.В.).
Однако ряд событий в Московском государстве - Ливонская война, крестьянская война под руководством И. Болотникова, борьба с польско-шведской интервенцией - на много лет задержали дальнейшее строительство новой Белгородской оборонительной черты. Ее строительство возобновилось лишь в 1635 году, о чем свидетельствуют документы Поместного, Разрядного и других приказов.
Многочисленными жителями нашего села были переселенцы из числа казаков (драгунов), которые прибыли на место будущего крупного поселения в 1635 году и сразу же приступили к постройке землянок и рытью колодцев. Хаты на первых порах не строили, ибо шли набеги супостатов. Вокруг поселения были вырыты оборонительные рвы. Это была часть Белгородской оборонительной черты.
Казаки, обороняющие рубеж нашего села вместе с казаками других сёл проходили службу в драгунских полках.
В казенных селах проживали государственные крестьяне, во владельческих - помещичьи. Соответственно и принадлежали села (деревни) государству или помещику.
Позднее в Хоботцы переселились семьи из других регионов России. По завершении набегов крымских татар в 1645 году, в восстанавливаемом селе в 1657 году, был заложен и построен заново деревянный храм Василия Великого, который затем был перестроен в камне и по новому проекту в 1778 году, постоянно упоминается с середины XVIII века (1847 год) и затем наш храм был разрушен в 1950-е годы правления большевиков. В 2004 г. на месте разрушенного храма Святого Василия Великого установлен памятный крест.
Очевидно и понятно, что название дано селу по названию реки Хоботец и названию храма Святого Василия Великого. И места здесь вдоль реки были красивые и сулившие хорошую жизнь. К тому же война к тому времени заканчивалась, и люди были настроены на мирную жизнь.
Интересно, но например, вот какие имена давали казаки своим станицам на Кубани: Отрадная, Спокойная, Надёжная, Удобная, Бесскорбная. А более старые имели совсем другие названия, отражавшие дух своего времени: Сторожевая, Преградная, Передовая, Бесстрашная, Отважная, Упорная...
Драгуны - название конницы, способной действовать и в пешем строю. На отборных коней сажали смелых пехотинцев и отряд применялся для быстрых набегов. Сражались, драгуны в основном пешком. Эти Драгуны (казаки) в дальнейшем (на 1914 год) формировали 22 драгунских полка в русской армии.
Драгуны это в основном элитная пехота, а их конные подразделения - это полный аналог казаков и формировались из казачества. Вот они и являются похожими в зависимости от выполняемых задач.
Казачий характер - это был один их тех характеров, который мог возникнуть в тяжёлый 16 век, когда образовалось казачество - широкая разгульная замашка русской природы. Это было необыкновенное явление русской силы. Его вышибло из народной груди, из огнива бед…
Матери молили бога, чтобы воевали сыновья-казаки храбро, чтобы всегда защищали честь рыцарскую, всегда стояли за веру Христову, а нет, то пусть лучше пропадут, чтобы духу не было на свете.
Один из примеров любви к Земле Русской и товарищам, это как известный казак Тарас Бульба (персонаж повести Гоголя), перед боем с Речью Посполитой, говорил своему казачьему войску: «Хочется мне перед боем сказать вам, друзья, что такое есть наше товарищество! Бывали и в других землях товарищи,… но таких, как в русской земле!!?… Таких не было товарищей! Так любить, как русская душа?!!! Любить не то чтобы умом, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе. Так любить никто не может! Знаю, подлость завелась на нашей земле… Перенимают чёрт знает какие обычаи басурманские… Свой со своим не хочет разговаривать, свой своего продаёт как бездушную тварь на торговом рынке. И милость паскудная магнатов и панов с ляхами, которые бьют их в морду, дороже для них всякого братства. Но и у последнего подлюки, каков он ни есть, и у того, братцы, есть крупица русского чувства и проснётся оно когда-то, и ударится он, горемычный, об полы… Руками схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый мУкой искупить позорное дело. Пусть они знают все, что такое в русской земле товарищество. И если на то пошло, чтоб умирать… Никому из них не придётся так умирать. Никому! Никому! Не хватит на то мышиной натуры их... Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но ПОРОДНИТЬСЯ РОДСТВОМ ПО ДУШЕ, А НЕ ПО КРОВИ, может один только ЧЕЛОВЕК. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких ТОВАРИЩЕЙ!"
Наговор-молитва казаков перед боем: «Облачусь пеленой Христа, кожа моя – панцирь железный, кровь – руда крепкая, кость – мечь булатный. Быстрее стрелы, зорче сокола. Броня на меня. Господь во мне. Аминь.» Зная и обладая этим наговором, воин не будет побеждён в бою. Будет спасён и защищён. Этот заговор заберет силу у противника.
«Будут ли стрелять из ружья, и их пули были бы не в пули, а пошли бы эти пули во сыру землю, во чисто поле. А был бы я на войне цел и невредим, и мой конь был бы цел и невредим, а была бы моя одежда крепче панциря. Замыкаю свои приговорные словеса замком, а ключ кидаю в воду, под горюч камень. И как воде не иссякнуть, камня не видать, ключей не доставать, так меня пулям не убивать, до моего живота по конец века».
Село возникло в начале возведения Белгородской защитной (сторожевой) черты в урочище Хобот или Хоботецкое (вытянутая к северу часть Воронежского леса под названием Хоботец), от которого видимо получило и одноимённое название. Сторожевая линия была созданна для защиты России от набегов монголо-татар. Строительство её было начато по Указу Русского Царя Михаила Фёдоровича Романова, царствовавшего с февраля 1613 по июль 1645 года.
Тактически грамотно расположилиось наше село на развилке реки Хоботец, в которую один "рукав" впадает из родника села Хобот- Богоявленское, а другой «рукав» вытекает из села Старо- Козьмодемьяновское, в которое через наш "родник" - это ушедшая в землю река Хоботец (ул.Полевая и Садовая) под землёй вытекает из пруда Мочального, который питают подземные воды Саблина ручья (2,5 км), идущие по окраинам с.Старосеславино, из районе села Иванжитово, вытекающий ручей Саблин из реки Иловай. Река Хоботец впадает в реку Вишнёвка, как и река Ржавец, которая течёт из Ново-Козьмодемьяновского и из нашей плотины (район бывшего пастбища нашего колхоза "Победа", а сегодня это район газокомпрессорной станции - филиал ООО "Газпром трансгаз Москва" - "Моршанское УМГ", в который входит Первомайский ЛПУ).
Как и Хоботово, наше село упоминается в переписи от 1651 года, где численность населения села составляла более 3000 человек (на 2008 год – 350 человек, а к выборам на 14.03.2010 года - 301 человек (265-взрослых и 36-детей) и 132 домовладения). В казенных селах проживали государственные крестьяне, во владельческих - помещичьи. Соответственно и принадлежали села (деревни) государству или помещику.
Для укрытия населения (женщин и детей) от набегов севернее села в 11 км был образован посёлок Хоботец-Васильевский (немного изменено окончание названия). Позднее (в 1928 году) в народе посёлок стал называться «Хоботские выселки», где было 15 дворов и 116 жителей. В 1781 году значится как "проданная межевою канцелярией казённая земля, на которой поселена слобода Васильевская Анны Васильевны Кретовой". В ней 20 дворов и 312 жителей. Слобода располагалась на правой стороне реки Иловай и безымянного отвершка. Крестьяне там "на пашне". В 1989 году здесь было 7 дворов и 19 жителей. На 2010 год этот посёлок находится в запустении...
Активное заселение «дикой степи» началось в связи со строительством крепости Козлов в 1635 году для отражения набегов татарских захватчиков. В писцовой строельной книге Козловского уезда 1636 г., в описаниях уезда, сделанных в 1638, 1646, 1651 г.г., термин «Большой Воронежский лес» встречается постоянно: - этот лес простирается к северу и западу от места слияния Лесного и Польного Воронежей. В документах об организации сторожевой службы на юге Русского государства в 1571 г. отмечается, что одна из ряжских сторож стояла «на Ломовой речке под большим Воронежским лесом».
Свои названия имели и меньшие по размерам леса, примыкавшие к Большому Воронежскому лесу (например, «Юрьев лес», «Хобот», «Хоботец»). Нужно конкретнее изучить историю именно Козловского участка Белгородской защитной черты. Скорее всего в нашем местечке были Хоботецкие острожки (не менее 3-4-х), которыми заканчивалась Белгородская защитная черта и дальше начиналась уже другая – с другим названием...
Из писцовой книги 1650-1652 г.г. известно, что вначале это была деревня Хоботцовка, в которой значилось "двадцать восемь дворов, да двадцать четыре места дворов помещиковых, а людей в них 162 человека. Дикого поля на пашню 1162 четверти, а в дву потомуж. Сена 2324 копны". Из этих записей ясно, что деревня в эти годы только начала основываться, у её жителей даже ещё не было распаханной земли, только лишь земли "дикого поля", т.к. образована она была для защиты от набегов захватчиков...
О том, что наше село не исчезало никогда из исторических архивов и имеет почтенный исторический возраст, свидетельствуют Ревизские сказки за 1719 год – первая ревизия (Российский Государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 350, оп. 2, д. 1382), за 1762-1765 гг. – третья ревизия (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1410), и Книга переписная однодворцев и … за 1748 год (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1403). В этих документах довольно уверенно читается название нашего села (например, приложение - ф. 350, оп. 2, д. 1382, с. 332).
Свидетельствует комплекс средневековых укреплений-памятников в верховьях реки Воронеж: - Эти укрепления были насыпаны для сторожи, о которой говорится в росписи сторожам от 1571 г.: «Лета 7079 в 1 день сентября приказал государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии боярину своему, князю Михаилу Ивановичу Воротынскому ведать станицы, и сторожи, и всякие государевы польские службы... Сторожи из Рязского: 1-я сторожа из Рязского на Воронеже под большим Юрьевым лесом у Хобота…» (Акты Московского государства. Т.1. СПб, 1890, с.1, 11-12) ("И пыль веков от хартии отряхнув...",1993, с.7-8). Эта сторожа контролировала Ногайскую дорогу. Не совсем ясно расположение этой сторожи. Ю.А.Мизис считает, что Хобот – это современная река Хоботец, правый приток реки Вишневка, которая в свою очередь является правым притоком реки Лесной Воронеж. Юрьев лес он помещает в верховья Лесного Воронежа. Это хобот леса в 18 км от современного Староюрьево (Старого Юрьева). (Мизис Ю. А. 1990, карта).
Картографирование древнерусских памятников позволяет выявить «гнезда», или группы концентрации селищ. Селища относятся к приречному типу заселения. По особенностям топографического расположения эти поселения можно разделить на две группы. Первая группа включает памятники, находящихся на дюнах в пойме рек. Некоторые селища располагаются на склонах первой надпойменной террасы или на ее ровных участках. Нет памятников, расположенных на коренном берегу. Поверхность памятников аспахивается, площадь большинства из них не превышает 0,3 га. Эта цифра соответствует средним показателям площади поселений для памятников XIII-XIV вв. в Среднем Подонье (Цыбин М.В., 1987, с.39). Памятники не доступны для исследования, т.к. находятся на огородах сел или задернованы.
После войны с Польшей 1632-1634 гг., проигранной в значительной мере из-за набегов ногайцев и татар, заставила правительство принять решительные меры по укреплению рубежей на южной окраине России и построить сплошную линию оборонительных укреплений-засечных черт по границе Дикого поля. Началом её строительства стало возведение в 1635 г. города-крепости Козлова (ныне Мичуринск). В районе Козлова Белгородская оборонительная черта соединялась с Симбирской засечной чертой, протягивающейся от Нижнего Ломова до Симбирска. Эту черту обороняли казаки общей численностью до 15 тысяч человек Создание и обслуживание засечных черт, построенных крепостей требовало большого числа служилых людей - стрельцов, пушкарей, засечных сторожей, рассыльщиков, затинщиков, воротников, рейтар и т.д., в том числе драгун и солдат полков нового (иноземного) строя, появившихся в русской армии с начала 30-х годов ХVII века. В связи с этим, прибор и (или) переселении детей боярских, стрельцов, казаков, украинцев и других людей осуществлялся из различных населенных мест для проживания на границе. Так возникали солдатские слободы, поселения драгун, казацкие станицы, являющиеся пограничной стражей оборонительных черт.
Существуют исторические сведения о существовании оборонительных объектов защитной черты надолбах на «перелазах», ряда острожков, в том числе в селах Горитово и Казинки: … краткие сведения о поселениях пограничной стражи (по окладным книгам 1676 г.) о дворах поселенных драгун в селах - Малой Хоботец (Горитово тож) Козьмодемиановского прихода (53 двора); слобода Козинка Богоявленского прихода (43 двора); Старосеславино, где значилась церковь «Архистратига Христова» (82 двора); д.Хоботенка, затем с.Хоботец Васильевского прихода (48 дворов) - о солдатских, стрелецких слободах и казацких станицах…
А в документах 1781 года Хоботцы значатся как "владение казённою землёю однодворцами на положенном окладе". В селе тогда значилось 12 дворов и 648 жителей. Есть пояснения, что понятие "однодворец" как представитель военно-крестьянского сословия, в начале 18 века замещает понятие "поселенный драгун".
Позже и в документах ревизской сказки 1816 года по Козловскому уезду вновь встречается упомянутое поселение. Тогда оно уже именовалось селом Хоботец-Васильевским, где проживали однодворцы в 124 домах с населением: мужского пола – 516 и женского пола - 590 человек. В числе домохозяев упоминаются: Манохин Ефим (Манохиных в селе много), Хованов Сергей, Ломакин Самуил, Чурилов Алфёр, Насонов Фёдор, Дудин Казьма, Наземцов Иван (возможно Иноземцев), Беляев Пётр и другие.
На основании данных Тамбовской областной епархии в селе в 1655 году была заложена и в 1658 году построена большая деревянная (перестроена в 1778), а затем белокаменная в 1847 г. (по др.данным в 1885 г.)) приходская церковь, в которой венчали по 50 пар молодожёнов. Примечательно, что церковь была больше, чем сегодняшняя в селе Старосеславино.
Из Историко-статистического описания Тамбовской Епархии (издание канцелярии Тамбовской Духовной Консистории под редакцией секретаря А.Е. Андриевского, Тамбов, 1911 г. (стр 207, №277)): - приход Хобтец-Васильевский (Хоботцы). Церковь каменная, тёплая, построена в 1885 году на средства прихожан. Престолов два: главный - святого Василия Великого (14 (01) января) и придельный - святой Троицы. Дворов 503, душ мужского прихода 1731, женского прихода 1867 (всего 3598 человек), великороссы, земледельцы, имеют душевой надельной земли каждый по 15 саженей в поле. В приходе в 3 верстах от храма есть казённый лес. Школы: церковно-приходская и земская, законоучителю в последней оплата 75 рублей в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеется опись церковного имущества и метрической книги с 1880 года. Штат: священник, диакон и два псаломщика. Братский годовой доход 1800 рублей. Корреспонденцией заведовал земский начальник 6 участка, становой пристав 4 стана на ж.д. станции "Богоявленск"...
К 1903 году в селе было 503 двора и 3598 жителей, а в 1928 году - 645 дворов. В 1990 году оставалось 220 дворов и 532 жителя...
Некоторые сведения о сёлах Первомайского района в 16-18 веках:
Источник: http://tambovgrad.ru/
http://olegsazonow.ucoz.ru/publ/kozlovskij_uezd_ilovajskij_stan/1-1-0-5
Из строельной книги Козловского уезда 1635-37 годов: «Стан Оловайской, а в нем за помещики за Козловцы детьми боярскими: деревня Оловай на речке Оловае с Буховскую сторону, поселились вново Козловцы дети боярские, а в ней под церковь и под дворы места попу и дьячку и пономарю и просвирнице вдоль 60 сажень, а поперег тоже; да к церкви же государева жалованья дикого поля на пашню в Оловайском поле 20 чети в поле, а в дву потомуж, сена вопче в деревне Оловае с помещики по пашне против дачи, а в лес большой и Хобоцкой (въезжать им) с городцкими и с уездными людьми вопче».
Одним из чудесных природных явлений на земле села Иловай-Дмитриевское является родник, который чудесным образом появился после удара в землю молнии в день Илии Пророка в 1995 году. После освящения его в 1996 году священником Александром Прониным, родник получил официальное церковное название «Источник Пророка Илии». К роднику ходят прихожане просить дождя в засушливое лето, а также съезжаются люди со всех сел района и области, чтобы набрать чистой родниковой воды. Очевидцы утверждают, что некоторые при этом находят исцеление и облегчение недугов. В почёте родник и у воинов-десантников, т.к. Илья Пророк является покровителем ВДВ.
В росписи церквям 1657 года указано село Хоботенка. А в нем строят церковь Василия Великого. В том селе поп Семион Федоров, сказал: крестьян де и бобылей у него нет, с ним де живет в том селе пономарь Васька Васильев, да у него сын Васька десяти лет у церкви дьячок.
По окладным книгам 1676 года в селе Малом Хоботке значится «Церковь Василия Кесарийскаго». У той церкви двор попа Сергия. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 48 дворов детей боярских, 7 дворов бобыльских, и всего 56 дворов.
1 - Из писцовой книги 1650-1652 годов о селе Хоботец-Васильевское известно, что вначале это была деревня Хоботцовка, в которой числилось «двадцать восемь дворов, да двадцать четыре места дворовые помещиковых, а людей в них 162 человека. Дикого поля на пашню 1162 четверти в поле, а в дву потомуж. Сена 2324 копны». Из этих записей, ясно, что деревня в это время только основывается, у ее жителей даже еще не было распаханной земли, только лишь земли «дикого поля».
Прошло более 160 лет, и в документах ревизской сказки 1816 года по Козловскому уезду вновь встречается упомянутое поселение. Тогда оно именовалось селом Хоботец-Васильевским, где проживали однодворцы: в 124 домах с населением: мужчин — 516, женщин — 590 человек. В числе домохозяев упоминаются: Манохин Ефим (Манохиных много), Хованов Сергей, Ломакин Самуил, Чурилов Алфер, Насонов Федор, Дудин Казьма, Наземцов Иван, Беляев Петр и другие. Находится в 4 км от сельского Совета.
2 - Сведения о возникновении села Старосеславино и его первых жителях содержатся в писцовой книге 1650-1652 годов, составленной князем Несвитским: «Село Сеславино на речке на Тростянке, а в нем место церковное во имя Алексея,человека божьего. А у церкви во дворе поп Федор Кириллов... В том же селе за помещики: за Лукьяном Ивановичем, сыном Гусевым, место дворое. У него два сына... и два брата родные: Афонька 25 лет, Ивашка 20 лет. Усады в длину 70, а поперечье 20 сажен. Дикого поля на пашне 20 четвертей в поле... И всего в селе Сеславине 22 двора, да 61 место дворовое помещиковых, а людей в них девяносто девять человек...».
Из документов следует, что село Сеславино начало строиться лишь в 50-х годах XVII века, так как основание села начиналось с межевания земель и сенокосных угодий царскими чиновниками.
Первыми поселенцами были Дмитрий Кикин, Марк Раздорский, Василий Жабин, Еремей Моисеев, Степан Попов, Леонтий и Игнатий Бардихины, Агап Капраков, Макар и Осип Фроловы, Сергей Моисеев, Иван Коньшин, Никифор Кочалов, Сидор Жабин, Сафрон Выборный, Федор Рыжков, Иван Тыринов, Дмитрий Коростылев, Роман Жабин, Потап Ларионов, Родион Кончаков, Артемий Шалин.
До настоящего времени в Сеславине бытует мнение, что село названо по имени основателей - братьев Сеславиных. Но в имеющихся документах среди первых жителей нет такой фамилии. Не было Сеславиных и в числе тех, кто получил право на дворовое место, но дома еще не построил. Почему именно так названо село - в официальных документах ответа нет.
3 - В писцовой книге 1650-1652 годов о селе Хобот-Богоявленское сказано: «Слобода Козинка на речке на Хоботинке, а в ней драгуны, что переведены с Козинки, а в ней часовня во имя Богоявления господня... У часовни во дворе поп Гаврила Ноздрев... В той же слободе дворы драгунские... И всего в селе Козинки Богоявленского прихода 43 двора драгунских, что переведены с Козинки, а людей в них 123 человека. Пашни паханые, добрые земли 172 четверти, да дикого поля на пашню 256 четвертей...». В документах первой ревизской сказки 1719-1722 годов указано, что в селе было 22 дома однодворцев (126 человек).
4 - О селе Старокозьмодемьяновское (Старое Козьмодемьяновское) в писцовой книге 1650-1652 годов, составленной князем Несвитским, сказано: «Село Малой Хоботец на речке, на Хоботенке, а в нем драгуны, что жили на Горитове, а в нем часовня во имя Козьмы и Демьяна... А у часовне во дворе поп Ермолай... В том же селе драгуны: Пронька Зарубов, Потапко Козулин, Савка Кривой, Аниска Лошкарев, капрал Иванко Копушкин, Якушко Андросов... И всего в селе Хоботце Козьмодемьяновского приходу 52 двора драгунских, а людей в них 119 человек (мужского полу), что переведены с Горитово. Пашни паханые, добрые земли, 168 четвертей, да дикого поля на пашни 252 четверти...».
5 - О селе Новое Козьмодемьяновское (Новокозьмодемьяновское) впервые упомянуто в документах 1762 года. Проживавшие там однодворцы и крепостные крестьяне принадлежали поручику Федору Стогову (9 душ) и помещице Феодосии Ковалевой (19 душ). Домов крестьянских было 7, людей в них 43 человека. Однодворцев числилось 326 человек в 75 домах.
Село Хоботец Богоявленского прихода,о котором в писцовой книге 1650-52 годов сказано: «Слобода Козинка на речке на Хоботинке, а в ней драгуны, что переведены с Козинки, а в ней часовня во имя Богоявления господня... У часовни во дворе поп Гаврила Ноздрев... В той же слободе дворы драгунские... И всего в селе Козинки Богоявленского прихода 43 двора драгунских, что переведены с Козинки, а людей в них 123 человека. Пашни паханые, добрые земли 172 четверти, да дикого поля на пашню 256 четвертей...». (olegsazonow.ucoz.ru›publ/kozlovskij)
В росписи церквям 1657 года указано село Хобатец. «А в нем церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. У той церкви поп Афонасий Викулин, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, а дети де у него малы, да у него же де шурин Акимка с ним в церкви во дьячках.» (olegsazonow.ucoz.ru›publ/kozlovskij)
По окладным книгам 1676 года в селе Казинки значится «Церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Гаврила, двор попа Кирилла, двор дьячка Полиехта. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 53 двора детей боярских, 23 двора бобыльских, и всего 79 дворов».
Село Хоботец Козьмодемьяновского прихода (Старое Козьмодемьяновское) о котором говорилось: «Село Малой Хоботец на речке, на Хоботенке, а в нем драгуны, что жили на Горитове, а в нем часовня во имя Козьмы и Демьяна... А у часовне во дворе поп Ермолай... В том же селе драгуны: Пронька Зарубов, Потапко Козулин, Савка Кривой, Аниска Лошкарев, капрал Иванко Копушкин, Якушко Андросов... И всего в селе Хоботце Козьмодемьяновского приходу 52 двора драгунских, а людей в них 119 человек (мужского полу), что переведены с Горитово. Пашни паханые, добрые земли, 168 четвертей, да дикого поля на пашни 252 четверти...». (olegsazonow.ucoz.ru›publ/kozlovskij)
По окладным книгам 1676 года в селе Малом Хоботце, Горетово тож, значится «Церковь святых чудотворцев Козмы и Дамиана». У той церкви двор попа Никиты, двор попа Афанасия. У той же церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий сказал поп Никита - нет, в приходе к той церкви: 79 дворов детей боярских, 22 двора бобыльских, и всего 102 дворов».
Село Хоботец-Васильевское, известное вначале как деревня Хоботовка (Хоботенка), в которой числилось «двадцать восемь дворов, (по-видимому, драгун) да двадцать четыре места дворовые помещиковых, а людей в них 162 человека. Дикого поля на пашню 1162 четверти в поле, а в дву потомуж. Сена 2324 копны». Из этих записей, ясно, что поселение в это время только основывается, у ее жителей даже еще не было распаханной земли, только лишь земли «дикого поля». (Муравьев Н.В. )
В росписи церквям 1657 года указано село Хоботенка. А в нем строят церковь Василия Великого. В том селе поп Семион Федоров, сказал: «крестьян де и бобылей у него нет, с ним де живет в том селе пономарь Васька Васильев, да у него сын Васька десяти лет у церкви дьячок». Позже, по окладным книгам 1676 года в селе Малом Хоботце значится «Церковь Василия Кесарийскаго». У той церкви двор попа Сергия. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе (Васильевском) к той церкви: 48 дворов детей боярских, 7 дворов бобыльских, и всего 56 дворов». Видимо, с этого времени вместо деревни Хоботенка, поселение стало именоваться село Хоботец Васильевского прихода, а позднее Хоботец Васильевское.
Из приведенных выше записей писцовых книг и росписей церквям следует, что первая «волна» поселенных драгун в указанных населенных пунктах была представлена людьми «служилыми по отечеству», т.е. у которых служба переходила по наследству. К ним, наряду с дворянами, принадлежали и дети боярские, которые были поверстаны в Богоявленском (53 двора), в Космодемианском (79 дворов) и в Васильевском, к концу 1676 г, (48 дворов) приходах.
Однодво́рцы в Российской Империи - социальный класс, возникший при расширении на юг Московского государства и состоявший из военизированных земледельцев, живших на окраинах Московского государства и обязанных нести охрану пограничья. На образование однодворческого говора влияли московский, западнополесский, орловско-калужский, северный и восточно-рязанский говоры, хранившие старые «степные» особенности, литовские говоры через выходцев из-за западного рубежа. Фактически однодворцы занимали промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами, но не слились ни с теми, ни с другими, чем и обусловилось своеобразие их культурно-бытового типа. Правительство давало однодворцам небольшой земельный участок и одну семью (двор) крепостных крестьян для его обработки. Владели землей по праву четвёртого владения (см.ниже). После упразднения сословия, однодворцы стали одноименной этнографической группой русских. Потомки служилых людей, несших дозорную и сторожевую службу на южной границе в XVI-XVII вв., не успевших приобрести права дворянства. Класс однодворцев формировался из боярских детей, стрельцов, казаков, солдат, пушкарей, обедневших дворян. Со временем, вследствие смещения границы государства к югу, служилые люди, поселенные между Тульской и Белгородской оборонительными линиями, оказались внутри страны. Поэтому данная категория была распространена на бывших приграничных землях, в центрально-чернозёмных губерниях России (Воронеж, Курск, Орёл, Тула, Тамбов, Пенза и Рязань).
Категория однодворцев сформировалась в начале XVIII в. До правления Петра I однодворцы платили "по-дворовый" налог (1679-1681 гг.), Петр I вел подушную подать и четырёхгривенный оброк с теми же нормам, что и государственные крестьяне. Однодворцы обязаны были нести пограничную службу в течение 15 лет. Таким образом, однодворцы несли службу как дворяне, а налоги платили как крестьяне (дворяне не платили налоги). Общие земли распределялись по подворному, а не подушному принципу. Подобно дворянам, могли владеть землёй (крестьянам, за исключением отдельных северорусских местностей и Смоленска, это не разрешалось). Землю однодворцы традиционно могли продавать только друг другу. До 1840 года однодворцы могли владеть крепостными людьми, но фактически лишь единицы пользовались этим правом (в 1830-е годы насчитывалось более миллиона однодворцев, а крестьян у них — 11 тысяч); с крестьянами они жили одним двором. Крестьяне однодворцев несли те же повинности, что и их владельцы. Однодворцы принимали участиях в крестьянских восстаниях Пугачева, Болотникова. В 1886 году эта сословная группа упразднена, но название сохранилось за потомками.
Четвертное владение (также четвертное право) - вид землевладения в Российской Империи. Возникло из поместного. Владельцы этих земель, хотя иногда и назывались четвертными крестьянами – потомки дворян, служилых людей, получавших землю за службу. В дворянах оставались те владельцы четвертной земли, у которых все дети служили. Владельцев, которые не хотели идти в службу, перечисляли в однодворцев. Многие владельцы имели родословное дерево (генеалогические таблицы). Рядом с крестьянами могли находиться землевладельцы из столбовых дворян, произошедшие от одного и того же рода с крестьянами, но выделившиеся. Также, например, существовал крестьянский посёлок, где все крестьяне носили одну фамилию, и крупные землевладельцы рядом - тоже с той же фамилией. Покосы, лесные угодья и выгоны до 1870 г. были у таких крестьян в общем владении с крупными землевладельцами. У мелких же землевладельцев из дворян земли оставались в общем владении с крестьянами, владельцами четвертных земель, и даже порядки применялись те же, что и в крестьянском владении. Так, покос делился ежегодно между крестьянами и дворянами; точно также лес. Одна часть при этом делилась по четвертям, соответственно доли каждого; другая же по печам - на дворян и крестьян. У четвертных крестьян были раньше свои крестьяне. Крестьяне-общинники («душевые») называли четвертных крестьян однодворцами, которыми, как известно, были неслужащие дворяне. Сами четвертные владельцы называли себя «лапотными дворянами». Все это позволяет заключить, что четвертные земли - есть земли, пожалованные служилым людям на семейно-наследственном праве, причем они наделялись «четвертями» земли. Общинные же порядки явились результатом общих экономических условий крестьянского хозяйства...
О «кулачках» - кулачных боях.
Обычно на масленицу в селе с утра мужики принимали по стакану на грудь. Что приводило их в доброе приподнятое настроение.
К обеду народ собирался посредине села около клуба. Одна стенка формировалась из жителей от «Погореловки» до клуба, вторая - от клуба до «Легущины».
Зрители и болельщики состояли из баб и детворы.
Правила кулачки были рыцарские:
- драться только кулаками;
- лежачего не бить;
- побежавшего противника не преследовать, а провожать улюлюканьем и победными возгласами.
Ну и после всем пить мировую, чтобы никто не затаил обиду.
Активными участниками кулачков были мужики от 20 до 30 лет. Просто так начинать бить по морде своего товарища было не очень удобно. Поэтому сначала стравливали пацанов лет по 12-15. Они с удовольствием вступали в схватку, разогревая публику.
Ну а когда детская стенка начинала катиться в одну сторону, обиженные дяди останавливали эту потасовку и шли стеной на другую готовую к бою стенку.
Молодежь тут же превращалась в зрителей.
На этот раз события развивались по отработанному годами сценарию до начала схождения стенок друг на друга.
Руки мужиков работали как крылья ветряной мельницы, на концах которых были пудовые кулаки. Через пять минут бойцы обеих стенок были изнемождены и повержены наземь.
Интересно, что село отличается от деревни тем, что в нём есть храм.
http://www.hob-vasilevskoe.lact.ru/istoriya-nashego-sela/istoriya-oblasti/istoriya-obrazovaniya-nekotoryih-syol-tambovskoy-oblasti?1466 - история образования некоторых сёл Тамбовской области (и Хоботцов!)
Село Хоботец-Васильевское изначально и по сей день расположено на правом берегу реки Хоботец.
Хоботец - река в России, протекает в Тамбовской области. Устье реки находится в 8,3 км по правому берегу реки Вишнёвка. Длина реки составляет 12 км, входит в площадь Донского водосборного бассейна 76,5 км², являющимся бассейном Азовского моря.
По данным государственного водного реестра России река относится к Донскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки - Воронеж от истока до города Липецк, без реки Матыра, речной под бассейн реки - бассейны притоков Дона до впадения Хопра. Речной бассейн реки - Дон (российская часть бассейна).
КРАТКО О ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СЕЛЕ:
Основана деревня Хоботцы (Хоботцовка) в 1635 году для отражения набегов монголо-татар - "за чёртову дюжину лет" до появления в 1648 году Хобо-Богоявленского села (Казинки). В старинных документах значиться как казённое село русских Хоботских драгун, переведённых из Богоявленского прихода. Название формировалось по церковному приходу и месту расположения села. В казенных селах проживали государственные крестьяне, во владельческих - помещичьи. Соответственно и принадлежали села (деревни) государству или помещику.
К 1650 году в селе уже было 52 двора (28 казённых и 24 помещиковых) и постоянных 162 жителя (постоялых драгун до 3000 человек) и в нём часовня.
В 1676 году в селе было 56 дворов (48 детей боярских и 7 домов бобыльских) и церковь Василия Великого (1655-1658).
В 1781 году в селе было 120 дворов и 648 жителей (в среднем по 5-6 чел.).
В 1903 году в селе было уже 503 двора и 3598 жителей (в среднем по 7 чел.).
В 1928 году - 645 дворов и более 4600 человек (в ср. по 7 чел.) - наибольшая численность села.
В 1990 году оставалось 220 дворов и 532 жителя (в среднем по 2-3 чел.).
В 2000 году в селе значилось 415 человек (по информации милицейского отчёта).
В 2008 году в селе значилось 350 человек.
В июне 2009 года в селе числилось 200 дворов и 334 жителя.
А к выборам на 14.03.2010 года в селе осталось 132 жилых двора и 301 человек (265-взрослых и 36-детей), (в среднем по 2 чел.).
На 04.12.2011 года в нашем селе было 272 избирателя.
На 11.08.2015 года в нашем селе числился 261 избиратель (+ до 18 лет).
На 19.09.2021 года в нашем селе было 218 избирателей.
Общая численность населения Старосеславинского сельсовета на 1 апреля 2013 года - 1661 человек. Из них: в с.Старосеславино - 1331 человек, в с. Хоботец-Васильевское - 330 человек. В с.Хоботец-Васильевское детей до 7 лет - 11 человек, школьного возраста - 26 человек.
На 4 февраля 2014 года в селе реально проживает 227 человек (и в основном их возраст от 60 до 90 лет). Те, кто прописан, но не живёт здесь, не в счёт. Молодёжь,
которая работает и учится в регионах России, тоже не в счёт. Вот такая статистика!!!
Из старинных (более поздних) документов: - Хоботец - ряд сел Козловского уезда Тамбовской губернии, близ станции Богоявленск Рязанско-Уральской железной дороги:
1) Χобот-Богоявленское (Казинка), жителей 3033 чел.;
2) Хоботец-Васильевское (Хоботцы), жителей 3030 чел.;
3) X.-Старо-Козмодемьянское (Старое Гаритово), жителей ок. 3000 чел.;
4) Х.-Ново-Козмодемьянское (Новое Гаритово), жителей 2334 чел..
На начало 2010 года в селе Хоботец-Васильевское имеются улицы:
- ул. Кооперативная (старое название – Евтющина, где Федуловы)),
- ул. Мира (старое название – Легущина),
- ул. Мичурина (старое название – Хомичёвка и Булкин порядок - начало от пруда Мочального),
- ул. Московская (старое название – Поповка или Коттеджи),
- ул. Октябрьская (старое название – Федонино (вдоль трассы)),
- ул. Первомайская (от кладбища, старое название – Зотовка),
- ул. Полевая (старое название – маленькая Погореловка),
- ул. Попова (Андрея Андреевича - Героя Советского Союза (1945), старое название – Киселёвка),
- ул. Садовая (старое название – большая Погореловка),
- ул. Советская (под лесом),
- ул. Терешковой (старое название – КутанОвка),
- ул. Школьная (от бывшего старого магазина до Коняшкиных).
Нумерация домов с. Хоботец-Васильевское:
ул. Садовая: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44;
ул. Полевая: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24;
ул. Октябрьская: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25;
ул. Попова: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30;
ул. Московская: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59. 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74;
ул. Советская: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22;
ул. Кооперативная: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30;
ул. Школьная: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38;
ул. Первомайская: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61;
ул. Мира: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19;
ул. Мичурина: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60;
ул. Терешковой: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35.
В части муниципального образования наше село входит в состав Старосеславинского сельского совета - это с.Старосеславино (1374 жителя) и наше с.Хоботец-Васильевское (301 житель).
Районный центр – п.г.т. Первомайский
Впервые упоминается как постоялый двор на Астраханском тракте. С 1831 года – Новинские харчевни. В 1866 построена железнодорожная станция Богоявленск. В 1884 деревня имела название Новобогоявленские выселки. Село – с 1888, в связи с возведением церкви Покрова Богородицы. В 1920-х годах называлось Новопокровск и Богоявленск. С 1958 года – посёлок городского типа Первомайский.
Наше село всегда было Тамбовским (губерния, область...), но после Тамбовского восстания, которое длилось почти 3 года: 21 августа 1918 – 24 июня 1921 года, власти решили раздробить область и районы. Так был образован ЦЧО-центральный чернозёмный округ с центром в г.Воронеж и мы стали Воронежскими. На территории нашего района в 1928 году был образован Старосеславинский район, с центром в с.Старосеславино и затем в июле 1930 года был выведен из упразднёного Мичуринского округа с прямым подчинением Воронежу. 01.02.1933 года Старосеславинский район был ликвидирован, а его населённые пункты (и наше село) вошли в состав Староюрьевского района. 13.06.1934 года ЦЧО упразднён и образована Воронежская и Курская области. 18.01.1935 года образован новый Верейсовский район с центром в с.Богоявленское Воронежской области (это сёлы бывшего Старосеславинского района). 11.11.1937 года район переименован в Первомайский и подчинён Рязанской области, а 04.02.1939 года снова возвращён в образованную Тамбовскую область. В июне 1939 года из Первомайского в Староюрьевский район передано несколько сёл, в т.ч. и Хоботец-Васильевский сельский совет (позднее, перед войной, возвращены обратно).
Расположено село Хоботец-Васильевское на южном направлении в 345 (370 по трассе) км от Москвы и в 15 км от райцентра (22 км по трассе на авто). До Мичуринска 37 (40) км, до Тамбова 81 (100) км.
Из Москвы ехать от 26 км МКАД по Каширскому, потом Волгоградскому шоссе до 361 км столба, а затем налево в направлении с.Старосеславино и через 10 км будет село Хоботец-Васильевское...
Данные GPRS (центр села - у почты):
Широта - 53°11’ N (53.11.12.40) С
Долгота - 40°29’ E (40.29.28.40) В
Высота над уровнем моря – 163 метра
Информация о селе на 2010 год (о настоящем смотрите другие ссылки сайта):
Из развлечений в селе имелся только Клуб с библиотекой (Дом культуры), который работал в субботу и воскресенье, а также по праздникам. Основным развлечением являлись танцы. Но с января 2010 года клуба больше нет. ДК с библиотекой перемещены в здание бывшей школы. Теперь это "Социально-культурный центр", где размещены: культурный центр (ДК), библиотека, актовый зал или литературная гостинная, кабинет творчества или компьютерный класс (для детей и взрослых), сельский музей (перспектива оборудования), фельдшерско-акушерский пункт и магазин... Возле школы оборудована трибуна (летняя веранда) для проведения праздников и летних уличных дискотек. Но мы обязательно отстоим наш клуб у местной власти и возродим его!
В современном мире, даже в самом маленьком городке обязательно найдётся своя достопримечательность, а в столицах - и подавно. Задуман такой символ и в нашем селе. В селе будет оборудовано общедоступное место - пьедестал загадывания желаний, где будет стоять пьедестал, в середине которого разместим литой оттиск правой ладони, куда посетители смогут приложить свою ладонь и загадать желание… Повторно посещать это место и загадывать новое желание можно только после исполнения первого желания… Мы уже загадываем: "Живи и процветай, село родное!"
В селе проведён природный газ (пока есть не у всех).
Основное электричество подведённое к домам – 220 вольт (3-х фазное оборудование не подключается).
Центральный водопровод отсутствует, за исключением ул.Попова А.А., где имеется подвод воды через раздаточные колонки от водонапорной вышки. Имелась общественная сельская баня (разрушена).
Почтовая связь в селе была всегда. К декабрю 1937 года в селе сохранялся пункт почтового агентства для организации связи и переписки. Имеется и сегодня почта-телеграф, тел. (475-48) 68-220. Работает странно: все нечётные дни месяца и всегда в субботу. Выходные: воскресенье, понедельник и все чётные дни месяца. Время работы: с 9.00 до 15.00. Факса и интернет-связи нет.
Почта России: https://www.pochta.ru/
Проследить отправление письма/посылки: https://www.pochta.ru/tracking
График работы почтового отделения:
Понедельник |
Чётный день |
Нечётный день |
Чётный день |
Нечётный день |
Суббота |
Воскресенье |
|
Время работы: |
выходной |
не работает |
с 09:00 до 15:00 |
не работает |
с 09:00 до 15:00 |
с 09:00 до 15:00 |
выходной |
Перерыв: |
без перерыва |
без перерыва |
без перерыва |
Есть один магазинчик "Селяночка" (смешанные товары) (на ул.Октябрьская, возле трассы, прямо у ценральной дороги). Работает с 8.00 до 21.00. Обед: 13.00-14.00. Телефон этого магазина: 8 (953)702-80-48. Возможен заказ товара и доставка по селу и ближайшие сёла. К оплате принимется наличный и безналичний (по карте) расчёт. Внутри имеется и платёжный терминал для оплаты различных услуг и связи.
Ближайший круглосуточный магазин в селе Старосеславино (5 км) или супермаркеты в районном центре п.Первомайский (18-25 км).
Расчёт восхода и захода солнца в с.Хоботец-Васильевское на любую дату:
http://outdoors.ru/astra/suncalc_district.php?lat1=53&lat2=11&lon1=40&lon2=30
http://outdoors.ru/russiaoutdoors/index9.php?id=29917
Стоимость пол-литра местного самогона с лета 2014 года 80 рублей (на январь 2013 года был по 60 рублей, а в 2010 году - 50 руб.) (см. ссылку "Где купить самогон?").
На 01.07.2013 года для частных домовладений стоимость 1 м3 газа = 4,89 руб., а 1 кВт электричества = 2,07 руб.
На 01.09.2014 году для частных домовладений стоимость 1 м3 газа (+4% вместо ожидаемых 15%) = 5,089 руб., а 1 кВт электричества (+4% вместо ожидаемых 7,5%) = 2,15 руб.
На ноябрь 2014 года: газ=5,09 р., а электричество 2,15 р. в месяц
На август 2015 года: газ=5,48 р., а электричество 2,35 р. в месяц
С января 2016 года: газ= 5,48 р., а электричество 2,35 р. в месяц.
С июля 2016 года: газ= 5,60 р., а электричество 2,46 р. в месяц.
Цена энергетики в селе c 1 июЛя 2017 года:
- газ природный=5,76527 руб./м3
- газ жидкий "пропан" (балонный)=19,90 руб./л (в 50 л баллон заправляется 42,5 литра = 846 руб.)
- электричество = 2,55 руб./кВт
.
Цена энергетики в селе на 30 декабря 2018 года:
- газ природный=6,00164 руб./м3
- газ жидкий "пропан" (балонный)=25,90 руб./л (в 50 л баллон заправляется 42,5 литра = руб.)
- электричество = 2,67 руб./кВт
.
Цена энергетики в селе на 1 февраля 2019 года:
- газ природный=6,10 руб./м3
- газ жидкий "пропан" (балонный)=25,5 руб./л (в 50 л баллон заправляется 42,5 литра = 1100 руб.)
- электричество = 2,72 руб./кВт
.
Цена энергетики в селе на 1 сентября 2021 года:
- газ природный=6,53702 руб./м3
- газ жидкий "пропан" (балонный)= 33,90 руб./л (в 50 л баллон заправляется 42,5 литра)
- электричество = 3,01 руб./кВт
.
Тарифы на Тамбовщине утверждают здесь: http://www.kt.tambov.gov.ru/
Цветы можно купить в п.Первомайский (18-25 км).
Телефонный код: +7 (475-48)
Полезные телефоны в ссылке "Газета ВЕСТНИК и ТВ района".
Хоб.-Васильевская почта – 8 (475-48) 68-2-20
Хоб.-Васильевская школа – 8 (475-48) 68-2-38 (телефон стал таксофоном у почты)
Старосеславинский сельский совет – 8 (475-48) 7-13-60; 7-13-71; 7-12-49 (Глава сельсовета - Корябкина Елена Владимировна)
Сотовая связь, которая доступная в селе: Билайн (отлично), МТС (хорошо), Мегафон (плохо), Скайлинк (не работает).
Оплатить и пополнить счёт телефона или мобильного кошелька можно через платёжный терминал Киви (Qivi), установленный в магазине возле почты. Также там можно для нужд села присласть деньги на сайт о селе: Наш сайт ежемесячно оплачивается (по 400 рублей) во многих терминалах оплаты, например QIWI или через Киви-кошелёк: https://qiwi.ru/. Если желаете помочь, то там нужно найти "Конструктор сайтов LineAct" и оплатить не менее 400 рублей (следует учитывать процент терминала) на счёт №2422 (это за июЛь 2019 года) - номер счёта изменяется ежемесячно.
Карту можно посмотреть здесь: http://maps.yandex.ru/
и http://maps.yandex.ru/?ll=40.495825%2C53.185852&spn=0.132694%2C0.042895&z=13&l=sat%2Cskl%2Csat
или здесь: http://goroda.kosmosnimki.ru/ (спутниковая карта)
Спутниковая карта села здесь: http://karta-russia.ru/tambovskaya_pervomayskiy_hobotets-vasilevskoe/
http://town-map.ru/pervomayskiy_72_531200_401600.htm - п.Первомайский
http://karta-rossii.ru/map-rus/tambov-region/ - Тамбовская область
http://www.karta-rossii.ru/m.htm#pic1/_3310YRA0G.jpg – карта дорог
Погоду в селе можно посмотреть здесь: http://rp5.ru/132112/ru
Погода в п.Первомайский: http://www.gismeteo.ru/city/daily/12808/
__________________________________________________________________________________
Помните! История не учительница, а надзирательница. Не усвоил её уроки - строго и больно накажет.
УВАЖАЙТЕ СТАРШИХ!!!
Как знак Памяти о тамбовских повстанцах (1918-1922 г.г.) наше село ближе именно к 21 августа ежегодно отмечает свой день образования и начинает праздник с минуты молчания в помин жителей села всех поколений и конкретно тамбовских повстанцев с погибшими односельчанами в Великой Отечественной войне. Праздник проводится в ближайшую субботу возле 21 августа.
Село Хоботец-Васильевское 15 августа 2015 года отметило свой Юбилей 380 лет!
Село Хоботец-Васильевское ежегодно в августе отмечает свою годовщину со дня основания!