П А М Я Т К А
НАБЛЮДАТЕЛЯ
И ЧЛЕНА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
Наблюдатель — гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума (п.42 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…).
ПЕРИОД НАБЛЮДЕНИЯ
(ч. 5 ст. 29 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»)
Наблюдение начинается с момента начала работы УИК в день голосования и в дни досрочного голосования и заканчивается после получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, в случае составления повторного протокола об итогах голосования - после получения копии повторного протокола УИК, и передачи копии протокола в штаб партии.
Наблюдатели могут присутствовать при установлении вышестоящими комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов.
НАБЛЮДАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
- границы своего избирательного участка;
- место нахождения помещения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования;
- Ф.И.О. председателя, заместителя председателя, секретаря участковой (территориальной) избирательной комиссии, члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от партии, их контактные телефоны;
- кто еще вправе находиться в помещении для голосования и осуществлять наблюдение (не допускается одновременное нахождение в помещении для голосования двух и более наблюдателей от одной политической партии);
- права наблюдателя;
- контактные телефоны своего штаба партии.
Иметь при себе:
- направление, полученное в штаб-квартире партии;
- паспорт или заменяющий его документ;
- нагрудный знак (наблюдатели вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса, не содержащий признаков предвыборной агитации. Нагрудный знак представляет собой прямоугольную карточку размером не более 85x60 мм, изготовленную из плотной бумаги белого цвета. Текст на карточку наносится машинописным, рукописным либо комбинированным способом);
- памятку наблюдателя;
- бланки актов и жалоб;
- калькулятор, мобильный телефон, либо жетоны (монеты) для телефона, карманный фонарик, ручку, бумагу для записей, при необходимости сухой паек.
Необходимо записывать в блокнот все цифры и иные данные, сообщаемые комиссией, свои наблюдения и оценки происходящего, быть опрятно одетым и трезвым, употребление алкоголя накануне и в течение всего дня выборов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
РАБОТА НАБЛЮДАТЕЛЯ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ
Прибыть на избирательный участок к 7 час 30 мин. Представиться председателю избирательной комиссии. Выяснить, кто из членов комиссии с правом решающего (совещательного) голоса является представителем от партии, координировать свою работу с ним.
Выяснить у председателя комиссии и записать:
- количество избирателей, внесенных в списки, наблюдатель имеет право знакомиться со списком избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования (п. 9. ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»);
- количество полученных бюллетеней.
Вежливо, но настойчиво попросить показать полученные бюллетени, обязательно убедиться в том, что в верхнем правом уголке каждого бюллетеня есть росписи двух членов комиссии, заверенные печатью избирательной комиссии
Наблюдатель должен ознакомиться с оборудованием помещения для голосования и убедиться, что все сделано в соответствии со ст. 61 ФЗ «Об основных гарантиях…» и ст. 72 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»:
- кабины для голосования (специально оборудованные места) освещены и снабжены письменными принадлежностями, кроме карандашей;
- в помещении для голосования вывешена увеличенная форма протоколов об итогах голосования. Она вывешивается до начала голосования и находится в поле зрения членов УИК и наблюдателей на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;
- проверить, что бы не было агитационных материалов на избирательном участке и вблизи него, т.к. запрещено размещать печатные агитационные материалы в помещениях избирательных комиссий, помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п.10 ст. 54 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»).
Информационный стенд в соответствии с требованиями части 3 статьи 72 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» должен содержать необходимую информацию обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях.
До начала времени голосования должны быть предъявлены, погашены неиспользованные открепительные удостоверения, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием их количества.
В 8 часов 00 минут местного времени председатель УИК объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет переносные и стационарные ящики для голосования к осмотру наблюдателям и другим лицам, имеющим право присутствовать при этом.
Все урны (стационарные и переносные) опечатываются сразу после осмотра печатью участковой комиссии. Стационарные урны выставляются так, чтобы они находились в поле зрения всех членов комиссии и наблюдателей. Переносные урны также должны находиться на виду у всех членов комиссии и наблюдателей, к ним не должно быть доступа посторонних лиц.
В ходе голосования и подсчета голосов наблюдатель имеет право находиться в помещении для голосования на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему полный обзор действий членов комиссии.
Необходимо наблюдать процесс выдачи бюллетеней и ход голосования. Бюллетень выдается членом комиссии с правом решающего голоса лично избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (на территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
- паспорт моряка (удостоверение личности моряка);
- справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.).
Если избиратель голосует по открепительному удостоверению, по предъявлении также открепительного удостоверения.
Обратить особое внимание на выдачу бюллетеней избирателям, проживающим на территории данного участка, но не включенным в список. Они включаются в, так называемый, дополнительный список только в случае наличия в паспорте штампа о их постоянной регистрации на территории данного избирательного участка.
Наблюдатель должен видеть, что при получении бюллетеня избиратель или с его согласия член комиссии с правом решающего голоса проставляет в списке избирателей паспортные данные голосующего, избиратель собственноручно расписывается за получение бюллетеня, а член комиссии - за его выдачу.
Решительно пресекать любую (даже косвенную, в виде подсказок) агитацию в поддержку политических партий, кандидатов. Ни с кем не вступать в политические дискуссии, пререкания, не поддаваться на возможные провокации, эмоциональные проявления участников избирательного процесса, чтобы не дать повода для удаления с участка.
Обнаружив любое нарушение, немедленно обратиться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему с требованием принять меры к устранению выявленного нарушения (напомнить им об административной и уголовной ответственности).
Необходимо сообщить в штаб о нарушении, составить акт в двух экземплярах и написать жалобу в соответствующую территориальную избирательную комиссию, привлечь к подписанию акта и жалобы избирателей, либо наблюдателей (не менее двух) от других партий, кандидатов.
ДОСРОЧНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
(ст. 76 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»)
В соответствии со ст. 76 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях.
ЦИК России вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
В этом случае используются стационарные ящики для голосования, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования осуществляется сразу после окончания досрочного голосования и составляется протокол об итогах голосования.
Если досрочное голосование организовано и проведено для отдельной группы избирателей, включенной в список избирателей на соответствующем избирательном участке, то для голосования используются переносные ящики, число которых определяется УИК.
Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При этом вправе присутствовать не менее двух лиц из числа членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными политическими партиями, обладающими равными возможностями с выезжающими членами УИК для прибытия к месту досрочного голосования.
С момента окончания досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются и не вскрываются до начала подсчета голосов избирателей.
Необходимо сделать:
- ознакомиться в УИК с постановлением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о разрешении проведения досрочного голосования (или постановлением ЦИК России - только для групп избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации);
- ознакомиться с решением УИК о количестве переносных ящиков;
- проверить наличие акта о предъявлении пустых переносных ящиков;
- убедиться в наличии акта о проведении досрочного голосования.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГОЛОСОВАНИЕМ
ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
Избирателю, который не сможет по состоянию здоровья прибыть в помещение для голосования избирательного участка, где он внесен в список избирателей, обеспечивается возможность голосование вне помещения для голосования.
Письменное заявление или устное обращение подается в УИК в любое время после ее формирования, но не позднее 16 часов дня голосования.
Председатель комиссии обязан не позднее, чем за 30 минут до выезда (выхода) с переносным ящиком сделать объявление о проведении голосования вне помещения для голосования.
К избирателю выезжают не менее двух членов комиссии с правом решающего голоса, хотя голосование может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса, если при этом присутствуют не менее двух лиц из числа членов с правом совещательного голоса или наблюдателей, назначенных разными политическими партиями и комиссия должна обеспечить им равные с проводящими голосование возможности прибытия к месту проведения голосования.
Необходимо проконтролировать:
получили ли члены УИК с правом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования:
- опечатанный переносной ящик, необходимое число бюллетеней, выданных им под расписку;
- заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателях и поступивших обращениях о голосовании;
- заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать;
- письменные принадлежности, кроме карандашей.
Избиратель заполняет свое заявление лично, указывая причину невозможности прибытия в помещение для голосования, проставляет серию и номер паспорта и подписью удостоверяет получение бюллетеня, а члены комиссии ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт выдачи бюллетеня. Кроме того, в заявлении делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, если это имело место.
Наблюдатель должен удостовериться, что бюллетень для голосования выдается вне помещения для голосования только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре.
По возвращении членов УИК наблюдатель вправе убедиться, что составлен акт о проведении голосования вне помещения для голосования с указанием количества письменных заявлений избирателей, проголосовавших вне помещения, числа выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных и испорченных) избирательных бюллетеней и другие сведения в соответствии с ч. 14 ст. 77 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ».
В списке избирателей обязательно должна быть сделана отметка «Голосовал вне помещения для голосования», внесены серия, номер паспорта или документа его заменяющего и заверены подписями членов комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования.
ПРАВА НАБЛЮДАТЕЛЯ
(ч. 6 ст. 30 ФЗ «О выборах депутатов ГД СФ РФ»)
- находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования;
- знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
- наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
- обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
- наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;
- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;
- присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
- визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный ч. 5 ст. 29 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»;
- наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивают ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
- в случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен привлечь к этому факту внимание председателя комиссии со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения, а если реакции не последует, незамедлительно составить жалобу либо акт о допущенном нарушении (документ оформляется в двух экземплярах и обязательно должен быть подписан двумя свидетелями, также об этом следует поставить в известность штаб партии);
- обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
- знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.
НАБЛЮДАТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА
- выдавать избирателям избирательные бюллетени;
- проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
- заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
- расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе в получении избирательного бюллетеня;
- совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
- участвовать в принятии решении соответствующей избирательной комиссии;
- принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
ГЛАСНОСТЬ ПРИ ПОДСЧЕТЕ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, при этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК с правом решающего голоса.
Результаты всех осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами УИК с правом решающего голоса оглашаются и вносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены УИК и иные лица (часть 5 статьи 29 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ), имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом, вести фото- и видеосъемку данной процедуры, а именно:
- члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий;
- члены УИК с правом совещательного голоса;
- уполномоченные представители политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка;
- представители средств массовой информации;
- наблюдатели;
- иностранные (международные) наблюдатели.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ЧЛЕНОВ УИК
ПРИ ПОДСЧЕТЕ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
После окончания времени голосования (20.00 по местному времени) председатель УИК объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса.
1. Подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени, а также бюллетени, испорченные избирателями при проведении голосования, оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.
2. Оглашают из соответствующего акта число погашенных (неиспользованных) открепительных удостоверений и заносят его в строку 14 протокола и его увеличенную форму.
Наблюдатели вправе визуально ознакомиться с погашенными бюллетенями и погашенными (неиспользованными) открепительными удостоверениями.
3. Председатель, заместитель председателя или секретарь УИК оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных УИК.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь оглашает и вносит в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных УИК.
5. На каждую страницу списка избирателей вносятся следующие суммарные данные:
- число избирателей, включенных в список на момент окончания голосования;
- число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
- число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
- число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей);
- число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией до дня голосования;
- число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
- число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.
После подсчета и внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом УИК с правом решающего голоса.
Затем он оглашает полученные данные, сообщает их председателю, заместителю председателя или секретарю комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.
Все данные по страницам списка суммируются и вносятся в последний лист списка, который заверяется подписью председателя, заместителя председателя или секретаря и печатью участковой избирательной комиссии.
Итоговые данные оглашаются и вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенную форму
Председатель или секретарь УИК обеспечивают хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов.
Наблюдатель вправе визуально ознакомиться со списком избирателей.
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ
Необходимо помнить - Наблюдатель имеет право знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей (п.п. «г» п.9. ст.30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…).
1. Членам УИК, кроме председателя, заместителя председателя и секретаря УИК, запрещается пользоваться письменными принадлежностями при подсчете голосов избирателей, за исключением случаев заверения бюллетеней, признанных недействительными.
2. При сортировке бюллетеней члены УИК отделяют бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются.
3. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Проверяют целостность печати на них. Подсчет ведется так, чтобы не нарушалась тайна голосования. Вскрытию переносного ящика предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного ящика. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.
4. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, с указанием членов УИК, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования.
На лицевой стороне бюллетеня, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, подтверждаемая подписью двух членов УИК и печатью УИК. В этом случае бюллетени, признанные недействительными, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
5. Стационарные ящики для голосования вскрывают после проверки целостности печатей на них.
6. Сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, каждый список кандидатов. Одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы, недействительные бюллетени.
7. Оглашают содержащиеся в бюллетенях отметки избирателя, и бюллетени представляют для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
8. Подсчитывают и суммируют отдельно недействительные бюллетени:
- которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от наименований политических партий;
- в которых знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате;
- в которых отметка проставлена в квадрате, расположенном справа от наименования политической партии выбывшей после либо в период досрочного голосования.
9. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя бюллетень откладывается и по окончании сортировки этот бюллетень рассматривается.
На оборотной стороне бюллетеня указывается причина признания его действительным или недействительным, что заверяется подписями двух членов УИК и печатью.
Определяют общее количество недействительных бюллетеней, которое оглашается и заносится в строку 9 протокола и его увеличенную форму.
10. Производят подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным по каждому кандидату, списку кандидатов. При подсчете бюллетеней их перекладывают по одному, чтобы присутствующие могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
11. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.
12. Суммируют данные строки 18 и последующих строк протокола, определяют число действительных бюллетеней, оглашают его и вносят в строку 10 протокола и его увеличенную форму.
13. Число бюллетеней уст.формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования, подсчитывается (из суммы данных строк 9 и 10 вычитается число строки 7), оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голос-я и его увеличенной формы.
После этого наблюдатель вправе визуально ознакомиться с рассортированными бюллетенями, а члены УИК с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
14. Проводят проверку контрольных соотношений данных протоколов:
строка 1 больше или равно сумме строк 3 + 4 + 5;
строка 2 равно сумме строк 3 + 4 + 5 + 6 +16 - 17;
строка 7 + 8 равно сумме строк 9 + 10;
строка 10 равно сумме строк 18 + все последующие строки протокола.
15. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 протокола проставляется цифра «О». Если контрольные соотношения не выполняются, УИК принимает решение о доп. подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о доп. подсчете бюллетеней и данных по листам списка избирателей. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, УИК составляет акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 16 и 17 протокола.
16. Бюллетени упаковываются в отдельные пачки, затем – в мешки или коробки, которые опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда.
17. Затем проводится итоговое заседание УИК, на котором сначала рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях избирательного законодательства, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, принимается решение об утверждении протокола об итогах голосования
18. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса с указанием даты и времени подписания (часы и минуты). Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений.
19. По требованию наблюдателя УИК обязана немедленно после подписания протокола об итогах голосования выдать копию протокола и заверить ее. УИК отмечает факт выдачи копии протоколов в соответствующем реестре. Наблюдатель, получивший копии, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверившее копию протокола, несет ответственность за соответствие данных в копии данным первого экземпляра протокола. С получением заверенных копий миссия наблюдателя не заканчивается. Необходимо дождаться сообщения из ТИК о принятии протоколов УИК либо составлении повторного протокола (протоколов).
20. Первые экземпляры протокола УИК об итогах голосования после подписания и выдачи заверенных копий незамедлительно направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в УИК не подлежат.
21. Вторые экземпляры протокола предоставляются для ознакомления, а заверенные копии вывешиваются для всеобщего сведения. Опечатанные бюллетени и иная документация, упакованная в мешки или коробки, с указанием номера избирательного участка, количества бюллетеней и открепительных удостоверений, список избирателей, список лиц, присутствовавших при составлении протоколов, печать УИК передаются на хранение в вышестоящую избирательную комиссию не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов выборов.
22. Если УИК после подписания протокола об итогах голосования и направления его в ТИК выявила в нем неточности (описку, опечатку, ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена вышестоящей комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, УИК обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и составлении повторного протокола. О заседании УИК в обязательном порядке должна проинформировать наблюдателя. В этом случае УИК составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный», и выдает его копию наблюдателю.
Если указанный порядок сортировки не будет соблюдаться, наблюдателю следует оперативно составить жалобу и вручить ее председателю УИК.
Работа наблюдателя заканчивается только после передачи им копии протокола в штаб партии.
КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ В ХОДЕ РАБОТЫ НАБЛЮДАТЕЛЯ
(во всех этих случаях немедленно обратиться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу его замещающему, с требованием принять меры к устранению данного нарушения (напомнить им об административной и уголовной ответственности), в случае если ваши доводы не подействовали необходимо обратиться в штаб-квартиру партии).
1. Наблюдатель не допускается в помещение для голосования по причине отсутствия печати на документе, удостоверяющем его полномочия, неявки наблюдателей от других кандидатов, партий, иным причинам.
2. На подходе к избирательному участку на расстоянии менее 50 метров до входа в помещение избирательной комиссии либо в самом помещении наблюдатель обнаружил печатные агитационные плакаты, листовки и другие материалы, которые должны быть сняты до дня голосования. На плакате с биографиями зарегистрированных кандидатов осталась информация о тех, кто выбыл до голосования.
3. Наблюдатель, придя заблаговременно до открытия избирательного участка, обнаружил, что без присутствия наблюдателей и иных лиц, кроме членов комиссии, ящики для голосования опечатаны, списки избирателей и бюллетени для тайного голосования членам комиссии выданы, места выдачи бюллетеней, кабины для тайного голосования и ящики для голосования одновременно не находятся в поле зрения членов комиссии и наблюдателей.
4. Наблюдатель при обращении к председателю комиссии или лицу его замещающему с просьбой об уточнении полномочий всех лиц, присутствующих в помещении для голосования, их назначение конкретными кандидатами, партиями получает отказ, а также заметил присутствие лиц готовых оказывать помощь избирателям, не способным расписаться в получении бюллетеня и самостоятельно его заполнить.
5. Наблюдатель заметил, что в кабине для тайного голосования, наряду с избирателем находятся другие лица, не приглашенные самим избирателем для оказания ему помощи в заполнении бюллетеня в установленном законом порядке. Увидел также, что некоторые члены участковой комиссии заходят в кабины для тайного голосования в момент нахождения в ней избирателя под предлогом проверки наличия освещения, письменных принадлежностей и других причин.
6. Наблюдатель установил, что невыданные и неиспользованные избирательные бюллетени хранятся в сейфе, к которому имеют свободный и бесконтрольный доступ наряду с председателем комиссии его заместитель и секретарь комиссии (Председатель комиссии несет персональную ответственность за передачу, сохранность бюллетеней п.15. ст. 63 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…)
7. Наблюдатель обнаружили, что во время голосования убирается стационарный ящик и по причине его переполнения избирательными бюллетенями он уносится в комнату избирательной комиссии, а взамен ставится новый.
8. Наблюдатель заметил, что избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня и просит члена комиссии выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Председатель либо член комиссий начинают исследовать обстоятельства, при которых был испорчен бюллетень, требовать от избирателя написать заявление по данному вопросу (член комиссии обязан выдать избирателю новый бюллетень, о чем сделать отметку в списке избирателей и погасить испорченный бюллетень, составив соответствующий акт).
9. Наблюдатель заметил, что избиратель, выйдя из кабины тайного голосования, не опустил заполненный бюллетень в ящик для голосования (нарушение п.11. ст.64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…)
10. Наблюдатель установил, что к избирательному участку организован подвоз избирателей для голосования, что запрещено законом (нарушение п.13. ст.64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…)
11. В ходе дня выборов вы заметили, что в помещение для голосования заезжают представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, беседуют с председателем комиссии, другими ее членами.
12. При организации голосования избирателей, которые не могут самостоятельно прибыть в помещение для голосования, вы обнаружили, что председатель не предупредил заранее наблюдателей и других лиц о выезде (выходе) с переносным ящиком либо не обеспечил выдачу выписки из реестра с данными голосующих вне помещения участка и необходимого числа заявлений о голосовании и бюллетеней, а также не создал равные возможности для выезжающих членов комиссии с решающим голосом, и не менее чем двум членам комиссии с совещательным голосом, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, партиями.
13. Наиболее острые ситуации возникают в ходе подсчета голосов избирателей, когда наблюдателям:
• не обеспечивается полный обзор действий членов комиссии;
• не предоставляется для ознакомления список избирателей после завершения работы комиссии по суммированию данных о числе проголосовавших избирателей, выданных бюллетенях, открепительных удостоверений и иных сведений, указанных в пункте 5 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
• не соблюдается процедура оглашения содержащихся в каждом бюллетене отметок избирателя и представления бюллетеня для визуального контроля;
• не представляются для визуального ознакомления, рассортированные по пачкам бюллетени отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов.
РАБОТА ЧЛЕНОВ УИК С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА
До начала времени голосования предъявить неиспользованные открепительные удостоверения, погасить их и составить акт с указанием их количества.
8:00 - председатель комиссии должен объявить помещение для голосования открытым.
Предъявить к осмотру всем присутствующим пустые переносные и стационарные ящики для голосования и опечатать их.
Предъявить всем присутствующим опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей (если таковые имеются) и акты о проведении досрочного голосования.
Предъявить всем присутствующим для визуального ознакомления список избирателей, сброшюрованный в отдельные книги, раздать книги членам участковой избирательной комиссии.
Выдать членам участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени по ведомости.
Предложить избирателям приступить к голосованию.
Передать в соответствующую территориальную избирательную комиссию информацию об открытии помещения для голосования и в течение дня голосования обеспечить передачу в установленные сроки сведений о ходе голосования.
Перед выдачей избирательных бюллетеней член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса должен удостовериться в том, что избирателю не было выдано открепительное удостоверение, избиратель не проголосовал досрочно, заявление избирателя о голосовании вне помещения для голосования не зарегистрировано в Реестре заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии.
В течение дня в период с 8:00 до 16:00 осуществлять регистрацию заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования.
Провести голосование вне помещения для голосования с соблюдением требований ст.77 «ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ»; председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить всем присутствующим за 30 минут до предстоящего выезда о проведении такого голосования.
По окончании проведения голосования вне помещения для голосования составить акт (ч. 14 ст. 77 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»).
Погашать испорченные избирателями избирательные бюллетени по мере их поступления.
ОБРАЗЕЦ № 1
В участковую избирательную комиссию
избирательного участка № _______
от _________________________________
(наименование политической партии,
зарегистрировавшей федеральный список кандидатов)
НАПРАВЛЕНИЕ
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» _____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
_____________________________________________________________________________
(адрес места жительства наблюдателя, номер телефона)
направляется наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка № ______.
Ограничения, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 указанного Федерального закона, в отношении назначенного наблюдателя отсутствуют.
Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Представитель политической партии, уполномоченный
подписывать данное направление _______________ _______________________________
(подпись) (ФИО)
ОБРАЗЕЦ № 2
Председателю участковой (территориальной)
избирательной комиссии избирательного
участка № _______
ЖАЛОБА
на нарушение Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Мы, нижеподписавшиеся, сообщаем, что «____»_________2011 года в ходе голосования (в ходе подведения итогов голосования) на избирательном участке № _____ были допущены нарушения федерального законодательства о выборах, выразившиеся в том, что _____________________________________________________________________ .
Сообщая о вышеизложенном, просим территориальную (избирательную комиссию субъекта РФ) комиссию принять срочные меры по пресечению нарушений и устранению их последствий. В противном случае нарушения могут поставить под сомнение достоверность итогов голосования на данном избирательном участке.
Член участковой избирательной
комиссии с правом совещательного голоса____________ _______________________
(подпись) (ФИО)
Наблюдатель ____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
Наблюдатель ____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
«____» ___________ 2011 г., «____» часов «___» минут.
ОБРАЗЕЦ № 3
АКТ
о нарушении избирательного законодательства в ходе выборов
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на избирательном участке №____
Мы, нижеподписавшиеся,
1. Наблюдатель, назначенный (политической партией)__________________________
Ф.И.О. наблюдателя_______________________________________________________
Адрес места жительства_____________________________________________________
2. Избиратель (Ф.И.О.)______________________________________________________
Адрес места жительства_____________________________________________________
3. Избиратель (Ф.И.О.)______________________________________________________
Адрес места жительства_____________________________________________________
свидетельствуем, что «__»_______2011 года в _____ часов _____ минут на избирательном участке № _______ допущены следующие нарушения: ____________________________________________________________________
Настоящий акт составлен в нашем присутствии и подписан нами «____»_________2011 года в _____ часов _____ минут.
Подписи ___________________ _____(ФИО)_____________
___________________ ______(ФИО)_____________
___________________ _______(ФИО)____________
ОБРАЗЕЦ № 4
копия
Экземпляр № 1
Выборы депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва
4 декабря 2011 года
ПРОТОКОЛ
участковой избирательной комиссии об итогах голосования
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТКОК № _______
______________________________ область, ____________________________ район,
село ______________________________________, ул. __________________________, дом _____
Участковая избирательная комиссия установила:
1. |
Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования |
2 |
7 |
6 |
2 |
две тысячи семьсот шестьдесят два |
|
2. |
Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией |
2 |
7 |
7 |
5 |
две тысячи семьсот семьдесят пять |
|
3. |
Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно |
0 |
0 |
0 |
0 |
ноль |
|
4. |
Число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования |
1 |
1 |
3 |
1 |
тысяча сто тридцать один |
|
5. |
Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования |
0 |
0 |
2 |
2 |
двадцать два |
|
6. |
Число погашенных избирательных бюллетеней |
1 |
6 |
2 |
2 |
тысяча шестьсот двадцать два |
|
7. |
Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования |
0 |
0 |
2 |
2 |
двадцать два |
|
8. |
Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования |
1 |
1 |
2 |
5 |
тысяча сто двадцать пять |
|
9. |
Число недействительных избирательных бюллетеней |
0 |
0 |
1 |
9 |
девятнадцать |
|
10. |
Число действительных избирательных бюллетеней |
1 |
1 |
2 |
8 |
тысяча сто двадцать восемь |
|
11. |
Число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией |
0 |
0 |
1 |
0 |
десять |
|
12. |
Число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования |
0 |
0 |
0 |
3 |
три |
|
13. |
Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке |
0 |
0 |
0 |
5 |
пять |
|
14. |
Число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений |
0 |
0 |
0 |
7 |
семь |
|
15. |
Число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией |
0 |
0 |
0 |
0 |
ноль |
|
16. |
Число утраченных избирательных бюллетеней |
0 |
0 |
0 |
0 |
ноль |
|
17. |
Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении |
0 |
0 |
0 |
0 |
ноль |
|
|
Наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов |
Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов |
|||||
18. |
Политическая партия «Стрелец» |
0 |
1 |
1 |
5 |
сто пятнадцать |
|
19. |
Политическая партия «Рак» |
0 |
0 |
9 |
0 |
девяносто |
|
20 |
Политическая партия «Дева» |
0 |
5 |
1 |
8 |
восемнадцать |
|
21. |
Политическая партия «Овен» |
0 |
3 |
4 |
0 |
триста сорок |
|
22. |
Политическая партия «Скорпион» |
0 |
0 |
6 |
5 |
шестьдесят пять |
|
23. |
Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу |
0 |
0 |
0 |
1 |
один |
|
Председатель участковой
избирательной комиссии ________________ _______________
(фамилия, инициалы) (подпись либо причина
отсутствия, отметка
об особом мнении)
Заместитель председателя Комиссии ________________ _______________
Секретарь комиссии ________________ _______________
Члены комиссии ________________ _______________
________________ _______________
________________ _______________
М.П. Протокол подписан «____» декабря 2011 года в ____ часов________минут
ВЕРНО ФИО председателя УИК, подпись (число, время), печать УИК
Комментарии
Чт, 03 сент. 2015, 09:04:20 Ответить