Госдума России ещё 20 декабря 2010 года приняла закон (президент Медведев), запрещающий руководителям республик именоваться президентами. С тех пор многие главы регионов сменили название своей должности. Инициатором переименований стал лидер Чечни Рамзан Кадыров, первым переставший быть «президентом» с 01.11.2010 года.
На исполнение требования закона у регионов было пять лет (до 1 января 2015 года).
Однако расставаться с прежними названиями своих должностей не спешили главы Башкирии и Татарстана.
Как заявили в окружении президента Татарстана Рустама Минниханова, работа по переименованию его должности пока не ведётся.
В свою очередь, глава Башкирии Рустэм Хамитов согласился с доводами местного парламента и с 01.01.2015 года стал именоваться главой республики. При этом название его должности было переведено на башкирский язык - Башлыгы.
Глава Республики Башкортостан - Башкортостан Республикаhы Башлыгы.
Есть федеральный закон, который определяет, что все дублирования слова «президент» исключаются».
Решение о переименовании недавно также принял парламент Дагестана. Оно вступило в силу с 1 января 2014 года.
За последнее время наименования «президент» изменили главы Чечни (01.11.2010), Бурятии, Марий Эла, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Адыгеи, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Татарстан - единственный субъект федерации, руководитель которого сейчас называется «президент». Республика, возглавляемая Рустамом Миннихановым, не успела вовремя внести необходимые изменения в региональное законодательство.
В соответствии с действующим законом, названия должностей глав субъектов не должны содержать слова, которые использованы в официальном наименовании «президент Российской Федерации». Поэтому те регионы, первые лица которых назывались президентами, обязаны были до 1 января 2015 года произвести соответствующие изменения, но решили оставить до 13 сентября 2015 года - до выборов нового Главы Татарии с населением 3,838 млн чел, из них 53% (около 2 млн.) проживающих там татар и 40% (более 1,5 млн) русских + 3% (около 116 тыс) чувашей (Минниханов был главой с 2010 по 2015 г.г.). Например, в городе Казань население татар = 47,5%, а русских больше = 48,6%, в Набережных Челнах 47% и 45% соответственно, Алексеевский район, Бугульминский, Верхнеуслонский, Елабужский, Зеленодольский, Лаишевский, Нижнекамский, Новошешминский, Пестреченский, Спасский, Тетюшский и Чистопольский районы с преобладающим русским населением. Но в связи с переизбранием 13 сентября 2015 года (94,4% голосов (2,316 млн чел., а 1,522 млн не голосовали), но считается что на выборы приходят только 50%+1 избирателей, а реально из 2 906 600 списочных избирателей проголосовало 2 430 118 избирателей (ок.83%) - http://cikrf.ru/) СНОВА выбрали Минниханова (до этого: 1990-1992 - председатель Арского райисполкома, с 1993 по 1996 годы был главой Высокогорского района, с 1996 года был 2 года министром финансов Татарии, затем 12 лет премер-министром Татарии, а с 2010-го уже Президент второй срок), уже 4 февраля 2015 года В.Путин подписал закон, продлевающий до 1 января 2016-го срок, в течение которого руководитель субъекта - Татария сможет называться "президентом". http://kremlin.ru/acts/news/47619
Это Закон, касающийся исключения из наименования должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации слов, составляющих наименование должности главы государства – Президента Российской Федерации, в срок до 1 января 2016 года, то есть на год позже остальных субъектов Российской Федерации. До указанного срока названные субъекты Российской Федерации вправе сохранить прежнее наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Запрет на слово «президент» в названиях должностей руководителей регионов был утвержден в декабре 2010 года по инициативе главы Чечни Рамзана Кадырова. Вслед за ним свои титулы изменили руководители Бурятии, Башкирии, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
«Президент Республики Татарстан является главой государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан», – говорится в Конституции Татарстана (раздел IV, глава II, ст. 89). Основной закон республики также обязывает президента знать татарский язык. А договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Татарстаном и Россией, среди прочего, устанавливает, что жители Татарстана имеют право получать паспорт гражданина России с вкладышем на татарском языке и с изображением государственного герба республики.
В Татарии заявили, что «непонятная» инициатива переименования «президента» в «главу» противоречит российской Конституции и еще будет «предметом переговоров с федеральным центром». Всемирный конгресс татар специально подготовил публичное обращение к законодателям с просьбой сохранить «президента». В письме говорилось, что это «крайне важно для морального самочувствия всего татарского народа».
Спикер госсовета Фарид Мухаметшин не раз заявлял, что «непонятная» инициатива противоречит российской Конституции и еще будет «предметом переговоров с федеральным центром». Депутаты рассказывали, что получают массу писем от граждан, поддерживающих титул президента в республике, и парламент собирается собрать статистику общественного мнения. Всемирный конгресс татар специально подготовил публичное обращение к законодателям с просьбой сохранить «президента» – «крайне важно для морального самочувствия всего татарского народа», говорилось в нем.
Сейчас в госсовете Татарстана рассчитывают, что Москва совсем откажется от требования унификации названий руководителей регионов. «За отведенный нам год может многое измениться. Мы можем провести референдум или Госдума принять новый закон», – надеется зампредседателя комитета по госстроительству в парламенте Татарстана Хафих Миргалиев. Он недлоумевает, как «глава республики» сможет на должном уровне проводить встречи с лидерами государств: «Ну как вы себе представляете, встречаются президент Турции, наш партнер, и глава республики Татарстан?»
Предложения по переименованию поступают и от жителей Татарстана: «Идут письма граждан... Вносятся предложения – давайте назовем Бабай Татарстана». Отметим, бабай в переводе с татарского означает «дед».
Первый Президент Татарии Минтимер Шаймиев уже высказывал своё отрицательное отношение к таким нововведениям. По мнению Советника, это может подорвать доверие к Рустаму Минниханову.
Вопрос о переименовании должности главы республики может быть вынесен как на всенародный референдум, так и решен на заседании депутатов местного парламента.
На данный момент Минниханов остался единственным главой республики, который именуется президентом. С 2015 года от этого титула в пользу «башлыгы» отказался глава Башкирии Рустэм Хамитов.
В двух регионах — Липецкой и Тамбовской областях вместо названия «губернатор» используется «глава администрации». В Краснодарском крае и Ненецком автономном округе в уставе должность главы субъекта Федерации обозначена как «глава администрации (губернатор)», что позволяет использовать любое из двух наименований. В Петрограде - губернатор, в Москве - мэр.
В Татарстане якобы сами должны решать, как должен называться глава региона, предположил Президент России Владимир Путин в ходе большой конференции 17 декабря 2015 года.
С 1 января 2016 года президент Татарстана должен перестать называться президентом. Это, по словам татарского журналиста, может ударить по национальным чувствам татар. Настаивает ли центр на этом переименовании, спросила журналист.
«Как у нас говорят в стране: хоть горшком назови, только в печку не ставь», — ответил В.Путин. «Не думаю, что это заденет какие-то национальные чувства», — отметил он.
Как напомнил В.Путин, это была инициатива Чечни, что в России должен быть один президент. «Это был выбор чеченского народа, вы сами там решайте», — сказал В.Путин.
НО ЭТОГО НЕ ПРОИЗОШЛО 01.01.2016 года - ЭТО ПРЯМОЕ ИГНОРИРОВАНИЕ ЗАКОНА !!!
http://www.gazeta.ru/politics/2016/01/28_a_8045699.shtml - а неоднозначный Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан? Срок действия нынешнего документа - 10 лет. Истекает он 24 июЛя 2017 года. http://constitution.garant.ru/act/federative/191677/
ЧТО СКАЖЕТЕ, СЛАВЯНЕ? Чего там замутили?
.
Последний странный Договор о разделении полномочий Федеральных органов власти с Татарией ЗАКОНЧИЛСЯ 24.07.2017 года (там Президент теперь будет называться Глава)- http://constitution.garant.ru/act/federative/191677/
.
.
Из КОНСТИТУЦИИ РОССИИ:
Глава 3. Федеративное устройство
Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты (85) Российской Федерации:
(22) Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;
(9) Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
(46) Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
(3) Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;
(1) Еврейская автономная область;
(4) Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
.
28.11.2015. Российско-турецкий конфликт и Татарстан: с кем вы, товарищ Минниханов?
Политическое напряжение между Россией и Турцией, поводом для которого стало крушение российского Су-24, вероломно сбитого турецкими ВВС, продолжает усиливаться. Официальная Анкара совершенно не видит в этом своей вины, заявляя, что и впредь будет поступать так же. На фоне антитеррористической операции России в Сирии подобный демарш особенно возмутителен, поскольку ясно показывает — Турция поддерживает террористов. «Это удар в спину России», — так охарактеризовал действия Анкары Президент России Владимир Путин.
Перейдет ли российско-турецкий конфликт в военную фазу или примет характер замораживания отношений, покажет время, но очевидно, что прежних отношений с Турцией не будет. Но не все российские регионы реагируют на конфликт одинаково. На фоне общероссийского возмущения официальный Татарстан предпочитает отмалчиваться, а именно эта республика раньше столь громко гордилась своими деловыми и общественными связями с Турцией.
Впрочем, есть уже и тихие, но вполне ясные сигналы, которые Казань посылает турецким партнерам. Так, если в Москве протестные акции у здания посольства Турции были разрешены властями, то в Казани у генерального консульства полиция попыталась блокировать активистов. Однако пикеты все равно прошли, и, учитывая нежелательный федеральный резонанс, сейчас протестовать в Казани напротив турецкого консульства разрешают.
Примечательна реакция татарских националистов, которые всегда выражают «моления сердца» республиканской этнократии. В многочисленных национал-сепаратистских и солидарных с ними исламистских группах в соцсетях наблюдается ликование, а также откровенное злорадство по поводу действий Турции.
Желать вреда и поражения своему Отечеству внутри страны могут только предатели или изменники. Татарские националисты и исламисты — из этой категории. Поэтому, с одной стороны, их поведение полностью предсказуемо, с другой — удивляет толерантность со стороны «как бы федеральных» правоохранительных и надзорных органов в Татарстане. Впрочем, уже и не удивляет. Ведь они видятся «своими» для этнократии, может грубоватыми и чересчур откровенными, но «своими». Симпатии так называемой «национально озабоченной» татарской общественности — на стороне Анкары.
В этой связи не могу не отметить контраст в поведении лидеров двух национальных республик — Чечни и Татарстана. Так, глава Чечни Рамзан Кадыров в свойственной ему немного эпатажной, но искренней манере высказался против Турции, пообещав, что Анкара еще пожалеет о своем коварстве. А вот президент Татарстана Рустам Минниханов, который старается периодически комментировать наиболее важные международные события, предпочел промолчать.
Такая «игра в молчанку» вполне понятна: высказаться за или против Турции, означает испортить с отношения либо с Москвой, либо с Анкарой. Ведь в Казани местная элита, благодаря статусу особой республики, великодушно оставленному федералами, привыкла смотреть на все через призму своей политической значимости.
В подконтрольных или близких к Казанскому кремлю СМИ уже стали появляться публикации о важности и нужности экономических связей Турции и Татарстана. В регионе действительно действует 280 турецких предприятий, а из всего потока иностранных инвестиций 26% - турецкие. При этом, правда, всегда умалчивается о колоссальном религиозном и политическом влиянии, которое Турция оказывает на Татарстан вот уже четверть века.
Восемь татаро-турецких лицеев, созданных движением Фетхуллаха Гюлена, два пансионата турецкого джамаата «Сулейманджилар» (только недавно закрытых — прим.), ячейки исламистской организации «Нурджулар» в городах Татарстана, принадлежность нынешнего муфтия Татарстана Камиля Самигуллина к турецкому джамаату «Исмаил ага», — все это в своей совокупности формирует среди мусульман Татарстана протурецкие настроения. Сюда же добавим разного рода турецкие культурные и научные центры в казанских вузах. Достаточно большой пласт татарской интеллигенции, журналистов, депутатов местного парламента в свое время обрабатывались движением Гюлена. Именно в Казани было открыто представительство международной организации «Платформа „Диалог Евразия“» и журнала «ДА» («Diyalog Avrasya»), принадлежащих гюленистам.
Поскольку дальше молчать становилось уже неприлично, сегодня слово решили дать лицам «из второго эшелона». Озвучить позицию доверили председателю Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамилю Агееву. «Татарстану необходимо сохранить дружеские отношения с Турцией», — заявил он, добавив, что «нагнетание атмосферы, так называемого „патриотического истеризма“ — это не столь правильно». Накануне в вечерних новостях LifeNews как бы «в подверстку» прошло блиц-интервью бывшего президента — госсоветника Минтимера Шаймиева, который также высказался о необходимости сохранения «многолетних связей». Таким образом, власти Татарстана осторожно, но вполне четко обозначили свою протурецкую позицию, хотя сам Минниханов до сих пор всячески уходит от публичного выступления по теме.
В этой связи наблюдатели задаются вопросом: на чьей же стороне Рустам Минниханов — на стороне Владимира Путина или Реджепа Тайипа Эрдогана? И до каких пор Москва будет потакать политическим капризам Казани? В частности, тому же желанию оставить в республике «президента». Ведь в скором времени может получиться так, что пока президент России горестно рассуждает об ударе в спину, другой президент, президент Татарстана, будет делать знаки из Казанского кремля «турецким партнерам». Мол, ничего, эфенделер, у нас с вами духовные и исторические связи, большой бизнес — все это бросать нельзя.
И кто знает, чем в недалеком будущем обернется нынешнее молчание Татарстана (подкрепленное особым статусом республики, который является залогом юридического неравноправия регионов в России)… Как бы не пришлось снова удивляться, что на фоне общего осложнения обстановки вчерашние друзья вдруг наносят «неожиданные удары в спину».
Айрат Галимзянов, политолог
Подробнее:https://eadaily.com/news/2015/11/27/rossiysko-tureckiy-konflikt-i-tatarstan-s-kem-vy-prezident-minnihanov
21 декабря 2015. Президент Татарстана определился: Мы хотели бы сохранить связи с Турцией.
Глава Татарии Рустам Минниханов (для республики сделано исключение до 1 января 2016 года, глава до сих пор называется «президент») после долгого раздумья решился озвучить позицию «по Турции», с которой татарскую этнократию связывают прочные связи, — бизнес-проекты, действующие в Татарстане, остановлены не будут.
«Они поверили в нашу республику, вложили $ 1,5 млрд инвестиций в современнейшие заводы, где работают 98% российских граждан. Эти предприятия являются резидентами России, и, конечно, перегибов здесь не должно быть, — сказал он. — Как сказал наш Президент (Президент России Владимир Путин — прим. EADaily ), между Турцией и Россией есть политические разногласия, и эти вопросы решаются на политическом уровне между нашими странами, а что касается народа — мы работаем в рамках российского законодательства».
«Я думаю, что политическое разрешение конфликта все равно произойдет, а те проекты, которые есть, нам нужно сохранить общими усилиями», — сказал Минниханов. Он также пояснил, что жители Турции настроены дружественно к России, а для татар (составляют 53% населения Татарстана) турки являются братским народом. «Мы в одной языковой группе, одной религиозной принадлежности, и то, что сказал президент — для нас очень серьезная поддержка», — подчеркнул Минниханов. Он уточнил, что республика надеется на сохранение экономических связей с Турцией, в стадии переговоров находятся несколько крупных инвестиционных проектов.
Большинство турецких предприятий в Татарстане находятся на территории ОЭЗ «Алабуга». Это завод по штамповке крупноузловых деталей автомобилей «Джошкуноз-Алабуга», предприятие по выпуску листового стекла и зеркал «Тракья Гласс Рус», завод по производству деревянных панелей для мебели «Каcтамону Интегрейтед Вуд Индастри», завод по производству пластиковых труб «Дизайн Рус», предприятие по выпуску санитарно-гигиенической бумажной продукции «Хаят Кимья» и другие.
28 ноября — через четыре дня после атаки турецких ВВС на российский Су-24 — президент Владимир Путин подписал указ об ограничительных мерах в отношении Турции. Им вводится запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз и на территорию России отдельных товаров из Турции; работодателям запрещается принимать на работу граждан Турции; российским туроператорам предписано воздержаться от работы на турецком направлении; также ограничивается, а в ряде случаев запрещается деятельность любых турецких организаций в России.
Несмотря на явно враждебные действия Анкары, руководство Турции не намерено извиняться перед Россией, а также компенсировать причиненный ущерб за сбитый бомбардировщик. Об этом неоднократно заявляли президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Ахмет Давутоглу.
Это же о "преданности": https://eadaily.com/news/2015/12/21/prezident-tatarstana-opredelilsya-my-hoteli-by-sohranit-svyazi-s-turciey - что думаете? Не всё так гладко. А как же наш сбитый турками штурмовик Су-24М???
http://www.ridus.ru/news/208575 - 28.12.2015 откликнулся Мухаметшин: "Очень хочется, чтобы федеральный центр в лице Президента России, Премьер-министра, органов государственной власти принимал разумные решения..."
http://www.ridus.ru/news/208414 - татарский народ может внести существенный вклад в интеллектуальный прорыв человечества... Татарские ученые известны и признаны во всем мире...
http://www.ridus.ru/news/208672 - немного откликается Минниханов, т.к. выпуск новейшего вертолёта МИ-38-2 в Казани или в Москве под вопросом... 30.12.2015.
https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/dva_prezidenta_tatarstan-401251/
http://www.menzela.ru/component/k2/item/11611.html - начинается
.
http://regnum.ru/news/international/2034450.html?utm_medium=referral&utm_source=lentainform&utm_campaign=regnum.ru&utm_term=1250177&utm_content=3908515 - и Азербайджан туда же
.
О крымских татарах: http://www.hob-vasilevskoe.lact.ru/e/3239180-voennyie-prestupleniya-v-1941-1952-g-g
.
http://inosmi.ru/politic/20151230/234957365.html - Почему никогда не победят и не простят Россию?
.
Исламизм (мусульманство, магометянство или магометяне).
В России насчитывается около 8-9,4 млн. мусульман-магометян. Согласно данным ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса (январь 2010 года), доля называющих себя последователями ислама (как мировоззрения или религии) за 2009 год в России снизилась с 7% до 5% опрошенных (это Осетия, Татарстан, Башкортостан).
На ряде земель, входящих сейчас в состав России, ислам веками существовал в качестве государственной религии. В исламский период Золотой Орды (1312-1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками, часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была аннексирована Российским государством. Впервые ислам был принят в качестве государственной религии в Волжской Булгарии в 922 году (современные Татарстан, Чувашия, Ульяновская и Самарская области). Конкуренция Волжской Булгарии с Киевской Русью завершилась в середине 13 века, когда оба государства были завоёваны татаро-монголами. В 1312 году в Золотой Орде государственной религией был принят ислам. Государственная власть ставила князей в подчинение эмирам, баскакам и прочим представителями татаро-монгольских ханов. На территории Орды разрешалось отправление христианской веры, хотя православным митрополиту и духовенству под страхом смерти вменялось в обязанность «молиться Богу за хана, семейство и воинство его».
В 1552 году Иван IV Грозный присоединил Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно, и другие исламские государства были присоединены к православной царской Руси и России военным путём. В 18-19 веках в состав Российской Империи были введены Северокавказские территории, населённые преимущественно мусульманами.
Сексуальные предписания у магометан в исламе - это комплекс правил и рекомендаций, касающихся половой жизни мусульманина, предписанных шариатом. Сексуальное поведение в исламе разрешено только в рамках брака или с наложницей иное рассматривается как прелюбодеяние и преследуется по шариату. Мусульманин обязан «наслаждаться» с женой как минимум раз в четыре месяца, а также по равному уделять внимание своим жёнам (если их несколько). Мужской гомосексуализм и изнасилование наказываются смертной казнью. Пророк Мухаммед сказал: «Убивайте того, кто совершил грех народа Лута:и активного и пассивного». Ислам запрещает кровосмесительство, гомосексуализм, лесбиянство, зоофилию, педофилию, некрофилию, садомазохизм и групповой секс. За их совершение на мусульман налагаются различные наказания. Взаимное «наслаждение» супругов, целью, которого ставится перед браком, и сексом в частности, является сохранение чистоты происхождения, увеличение количества мусульман и сохранение от аморальных поступков и прелюбодеяния. Важным критерием при выборе партнёра, помимо обязательной богобоязненности и праведности, является способность к продолжению потомства. Половое просвещение детей является обязанностью их родителей. Приступать к сексуальному обучению детей рекомендуется с того времени как ребёнок начнёт понимать разницу между мужчиной и женщиной, но не ранее 7 лет. В шариате не существует строго установленного возраста совершеннолетия и сексуального согласия. Мусульманин становится мукаллафом («обязанным») по достижении периода полового созревания. Если же по достижении 15-летнего возраста у парня или девушки всё ещё не наблюдаются признаки полового созревания, он всё равно становится мукаллафом. Жениться на несовершеннолетних девушках (то есть на тех, у кого не началась менструация) является разрешённым. В достоверном хадисе сообщается, что пророк Мухаммед заключил брак с Аишей бинт Абу Бакр когда ей было шесть лет, а в половые отношения вступил в её девятилетнем возрасте. Заключение брака с несовершеннолетней является дозволенным и разрешённым. Выдавать замуж свою несовершеннолетнюю и девственную дочь является дозволенным для отца, если он женит её на равного (по возрасту). И её женитьба разрешена, даже если она отвращается от этого и противится». Сподвижники Мухаммеда рано выдавали замуж своих дочерей. Кудама ибн Маз’ун заключил брак с дочерью знакомого сразу после её рождения. А Али ибн Абу Талиб выдал замуж свою дочь Умм Кульсум в несовершеннолетнем возрасте. «Наслаждение» разрешено только женатым парам, а внебрачные отношения рассматриваются как один из больших грехов, и, если прелюбодей был женат ранее, он наказывается смертной казнью, а если он был холостяком, подвергается публичной порке и изгнанию из общества. Но такие меры наказания принимаются только в том случае, если доказан факт проникновения... У супругов-мусульман имеется ряд обязанностей друг перед другом, которые были предписаны Мухаммедом. Так, мужчина должен вступать в отношения со своей женой, как минимум, один раз в четыре месяца (только если супруг не находится в путешествии или тюрьме). Если он женат более чем на одной женщине, то он обязан по-равному разделять ночи между супругами. Если у мусульманина, помимо жены, имеется наложница, то жене нужно уделять две ночи, а наложнице - одну. Мусульманину разрешается иметь одновременно не более четырёх жён. При этом наложницы жёнами не считаются. Нужно прикрываться во время отношений, совершить малое или полное ритуальное омовение. Перед началом отношений, жениху желательно положить руку на лоб своей супруге, сказать басмалу и произнести следующую мольбу: О Аллах! Воистину, я прошу у тебя от неё добра и всего доброго, чем ты её одарил! И прибегаю к тебе от её зла и от всего злого, чем ты её наделил. Если у магометянина 4 жены, то ондолжен «быть» с супругой минимум один раз в четыре дня. Если жена не была замужем до этого и является девственницей, то после заключения брака супруг должен провести с ней семь ночей. А если новоиспечённая жена была замужем до этого, то следует уделить ей три ночи. Согласно аяту (стих корана), мусульманину разрешается обладать наложницами и вступать с ними в половые отношения без заключения брака. Содержать наложниц, если они приобретены разрешённым шариатом способом, может любой мусульманин, независимо от количества жён, и даже если он не женат. Женщина может стать наложницей только если попала в плен во время войны или была продана уже будучи таковой. Таковыми становятся неосмотрительные женщины, которые пытаются найти пропавших близких и родных мужчин в зонах вооружённых конфликтов. У магометян запрещается применять контрацепцию только лишь из опасения неспособности обеспечить большую семью. Это объясняется главной и основной целью - увеличение населения мусульман в мире. (Материал из Википедии - свободной энциклопедии).
В России уже около 25 миллионов мусульман, численность постоянно растет, при сокращающемся населении России.
- в Москве около 30% новорожденных – дети мигрантов;
- азербайджанцев в Москве живет больше чем в Баку;
- за 20 лет (с 1991 года) количество мечетей в России увеличилось с 300 до 8000;
- во времена СССР мусульманских религиозных школ не было, сейчас более 60;
- число мусульман в России за последние 15 лет выросло на 40%.
По оценкам экспертов к 2050 году Россия может стать исламским государством. Мусульманские лидеры России в 2006 году призывали убрать православную символику с герба России и позже предложили (не требовали) добавить полумесяц…
=====================================================
Основы государства и права.
Федеративный договор — нормативный договор (а точнее совокупность нескольких договоров), один из основныхисточников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений. Состоит из трёх самостоятельных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий внутри Федерации между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, объединённых в три группы:
Федеративный договор регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения её с субъектами, а также отношениями между субъектами Российской Федерации.
В 1991 году республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик.
В течение 1992 года происходило переименование многих регионов, а также обновление самой федеральной структуры России.
К экономическим проблемам начала 1990-х добавился политический кризис. В некоторых регионах России после распада СССР усилились сепаратистские настроения. Так, в Чечне не признавали суверенитет России на её территории, в Татарстане собрались вводить собственную валюту и отказались платить налоги в республиканский бюджет. Борису Ельцину удалось убедить глав регионов подписать Федеративный договор. Чтобы страна не развалилась он пообещал всем независимости по самое некуда и некоторые чуть не надорвались от этого. Тогда так нужно было, а сейчас всё сказано в Конституции РФ и эти договоры не нужны.
Документы были подписаны 31 марта 1992 года представителями Российской Федерации с одной стороны и представителями субъектов Российской Федерации (всех, кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии) с другой.
10 апреля 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ одобрил подписанный Федеративный договор и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РСФСР. Однако и после этого Федеративный договор продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт.
31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерия»), руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР подписали «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Это было необходимо для урегулирования конфликта между общероссийским законодательством и декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации. Специальным протоколом к договору оговаривалось, что республики должны были быть представлены в одной из палат высшего законодательного органа России не менее чем 50% мест.
В тот же день были подписаны «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации».
Все три договора вместе именовались как «Федеративный договор». Он был утверждён Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 10 апреля 1992 года «О Федеративном договоре». Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» положения Федеративного договора был включены в конституцию. Данные положения ввели основные принципы федерализма в России, но в то же время закрепили его асимметричность (неравноправие субъектов Федерации), смягченную впоследствии принятием новой Конституции в 1993 году.
31 марта 1992 года договор был подписан полномочными представителями Российской Федерации и полномочными представителями 18 республик: Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Горный Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесской ССР, Республики Карелия, Коми ССР, Марийской ССР — Республики Марий Эл, Мордовской ССР, Республики Саха (Якутия), Северо-Осетинской ССР, Республики Тува, Удмуртской Республики, Републики Хакасия, Чувашской Республики — Чаваш республики.
Конституция РФ 1993 года (в п. 1 раздела второго) объявила о верховенстве своих норм над нормами Федеративного договора, но одновременно подтвердила (в п. 3 ст.11) его действие в сфере регулирования федеративных отношений. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ).
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
2.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов – еще один принцип федеративного устройства России. Конституция РФ определяет: 1) перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями; 2) предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения; 3) Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов Федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий Федерации по второй группе вопросов – предметам совместного ведения. Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты Федерации. Этот «остаток» федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.
В пределах своей компетенции и Федерация, и субъекты Федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми, субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.
Законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой Федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться*.
* См.: Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г.//СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.
Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению.
Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей действуют конституционные нормы.
К содержанию: Основы государства и права
Смотрите также:
Основы права Основы Права
Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы
Теория государства и права Теория государства и права Теория государства и права
Семейное право Конституционное право Экологическое право Земельное право Административное право
История отечественного государства и права Теория государства и права Финансовое право Хозяйственное право
Последние добавления:
Римское частное право Международное экономическое право
Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.
В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов.
Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.
- Государственная целостность Российской Федерации.Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.
- 2.Единство системы государственной власти.Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.
Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).
Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
- Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации.Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты Российской Федерации обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом Российской Федерации прав и обязанностей.
Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:
1) в ст. 5 Конституция РФ называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты Российской Федерации вправе иметь только уставы. Конституция РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;
2) в соответствии со ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;
3) республики в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» вправе иметь свое гражданство: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;
4) ст. 66 Конституции РФ предусматривает, что автономные округа могут входить в состав края или области, то есть находиться в составе иного субъекта Российской Федерации. При этом территория и население автономного округа включаются в состав территории и населения края или области;
5) практика заключения двухсторонних соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Такие договоры заключены не со всеми субъектами Российской Федерации и, таким образом, отношения с одной группой субъектов регулируются помимо Конституции РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами Российской федерации существенно различается между собой.
- Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории Российской Федерации граждан (независимо от национальности).
- Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.
При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:
1) конституционность: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единств системы государственной власти в РФ;
2) верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;
3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;
4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;
5) согласование интересов федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;
6) добровольность заключения договоров и соглашений;
7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;
8) гласность заключения договоров и соглашений.
http://studopedia.ru/8_97908_razgranichenie-predmetov-vedeniya-i-polnomochiy-mezhdu-organami-gosvlasti-rf-i-ee-sub-ektov-printsipi-federatsii-v-rossii.html
Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:
1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;
2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;
3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;
4) Каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:
- 1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.
- 2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
- 3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.
Республика
|
· охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи 5);
· статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1статьи 66);
· вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).
|
Край, область,город федерального значения
|
· статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
|
Автономная область
|
· статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
· может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
|
Автономный округ
|
· статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
· может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);
· отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66).
|
https://ru.wikipedia.org/wiki/ – субъекты Российской Федерации
http://www.gazeta.ru/politics/2016/01/28_a_8045699.shtml - а неоднозначный Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан? Срок действия нынешнего документа - 10 лет. Истекает он 24 июЛя 2017 года. http://constitution.garant.ru/act/federative/191677/
29.01.2016. Татарстан не спешит переименовывать президента республики в «главу», хотя обязан был сделать это еще до 1 января 2016 года. В повестке ближайшей сессии Госсовета такой вопрос не значится, сообщил спикер Фарид Мухаметшин. Власти республики хотели бы «разменять» переименование президента на продление Договора о разграничении полномочий между РФ и республикой, говорят источники. Татарстан — единственный регион, у которого такой договор есть.
Власти Татарстана не торопятся принимать решение о переименовании должности «президент республики» в «главу». Между тем отведенные на это сроки уже истекли — по закону решение должно было быть принято до 1 января 2016 года. Точнее, до этого срока переименовать своего руководителя должен был именно Татарстан. Остальные республики в составе РФ приняли соответствующие решения гораздо раньше.
Спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин сообщил, что в повестке очередной сессии парламента, которая состоится в начале февраля, вопрос о переименовании не значится.
Никто из депутатов соответствующую инициативу не вносил, «а я не могу их заставить, ломать им руки», посетовал Мухаметшин.
Однако в этих словах есть изрядная доля лукавства — ни для кого не секрет, что дело не столько в нежелании народных избранников выступать с инициативой, сколько в отсутствии политической воли со стороны руководства республики.
Мухаметшин также заявил: чтобы переименовать президента в «главу», необходимо проводить республиканский референдум. Та статья конституции Татарстана, в которую нужно вносить изменения, может быть «скорректирована» только по итогам плебисцита: «А еще неизвестно, как люди проголосуют», — подчеркнул спикер Госсовета.
Источник, близкий к администрации президента, подтверждает: в неофициальных беседах представители Татарстана действительно апеллируют к тому, что надо проводить референдум, результаты которого непредсказуемы. Это один из их аргументов, почему затягивается решение вопроса, говорит он.
Высокопоставленный чиновник между тем утверждает, что власти республики хитрят — никакого плебисцита для переименования президента в «главу» не надо. Решение может принять голосованием Госсовета.
И впрямь, согласно конституции Татарстана, на референдуме меняются только положения ее ст.1. А в ней о наименовании руководителя региона нет ни слова.
Однако соцопросы, которые касаются отношения жителей Татарстана к переименованию президента на плебисците, все же проводились. В конце декабря 2015 года издание «Бизнес Online» опубликовало данные исследования фонда «Общественное мнение — Татарстан». В гипотетическом референдуме выразили желание поучаствовать 70% опрошенных. Опять же 70% выступили за сохранение нынешнего названия руководителя региона, и лишь 19% сказали, что нынешний статус нужно изменить.
Владимир Путин на своей ежегодной пресс-конференции в конце декабря также высказал мнение по поводу Татарстана. Правда, трактовать высказывание президента можно как угодно: «Это действительно дело самого Татарстана, я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие-то национальные чувства. Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа, но даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении первого лица», — напомнил Путин, подчеркнув, однако, что «мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана». «Поэтому вы сами там решайте, ладно?» — попросил российский президент.
Скандальный договор.
Итак, что же они «там» решат?
Новый 2016 год Россия по-прежнему встретит с двумя президентами — России и Татарстана. Казань игнорирует решение Думы перестать называть главу...
«Будем искать пути решения вопроса», — пообещал Мухаметшин, от более подробных комментариев отказавшись. «Путей» несколько, говорят источники.
По словам собеседника, близкого к Кремлю, Татарстан будет тянуть с переименованием президента до последнего, чтобы «выторговать» продление Договора о разграничении полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти республики.
Другой собеседник, близкий к администрации президента, подтверждает: в Татарстане рассматривается вариант подобного «размена».
История вопроса с договором о разграничении полномочий такова. При Борисе Ельцине существовала широкая практика подписания подобных документов. К 1998 году число субъектов, с которыми центральная власть заключила договоры о разграничении полномочий, составило больше половины — 46.
Татарстан был в их числе, согласно документу от 1994 года, органы госвласти республики имели право взимать собственные налоги; решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которые были объявлены «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана»; решать вопросы республиканского гражданства; создать свой Национальный банк.
С приходом к власти Владимира Путина практика заключения договоров стала уходить в небытие. Сейчас такое соглашение есть только с Татарстаном — образно выражаясь, у республики эксклюзив.
Правда, действует не договор 1994 года, а новый — его завизировали в 2007 году. В этом варианте полномочия республиканских властей значительно скромнее, чем в прежнем, природные ресурсы уже не называются достоянием и собственностью народа Татарстана. Но при этом у региона есть право выдавать паспорта с вкладышем «на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан».
Заключение договора сопровождалось скандалом: в 2006-м его подписали Владимир Путин и тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев, утвердила Госдума, но Совет Федерации внезапно наложил вето.
Прежний спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов негодовал, что «это опасно — утверждать данный договор», поскольку он расшатывает устои федерализма. Вне всякого сомнения, демарш СФ был согласован с Кремлем, который тогда уже плотно контролировал сенаторов. Тем не менее, спустя четыре месяца В.Путин вновь внес в Госдуму проект договора, и депутаты благополучно преодолели вето СФ.
Срок действия документа — 10 лет. Истекает он 23 июля 2017 года.
Чуть более года назад именно к договору апеллировали депутаты Госсовета Татарстана, говоря, что у первого лица республики есть право именоваться президентом до 2017 года, поскольку договор был подписан именно президентом Татарстана, а никаким не главой.
Порядок продления документа, равно как и порядок досрочного прекращения, определяется федеральным законом, гласит договор. Казалось бы, все четко и ясно. Но только на первый взгляд.
В том самом федеральном законе — «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов» госвласти субъектов — ни слова о том, что по истечении договора его обязательно надо продлевать! Непонятно и какие последствия наступают, если документ истек, а нового по той или иной причине нет.
Этот правовой вакуум играет на Федеральное Руководство — при желании оно может до бесконечности тянуть с заключением нового договора.
Депутат Госдумы от Татарстана Виктор Пешков (КПРФ) говорит, что Договор о разграничении полномочий не дает республике особых выгод, имея скорее статусное значение: «Татарстан гордится этим договором! Он его отстоял и, я так полагаю, будет настаивать на его пролонгировании».
Источник, близкий к администрации президента, сообщил, что возможен такой вариант: когда срок документа истечет, с Татарстаном заключат новый правовой акт, который, однако, не будет называться «договором».
Президент до 2020 года.
По словам федерального чиновника, рассматривается еще один сценарий решения проблемы: Татарстан переименовывает президента, не привязывая это к продлению Договора о разграничении полномочий. Однако именоваться «главой республики» будет только следующий ее руководитель.
Логика у них такая: Минниханов (нынешний президент Татарстана) избирался в качестве президента, поэтому переименовывать его будет странно. Правильнее будет называть «главой» уже нового руководителя.
Однако этот подход никак не согласуется с федеральным законодательством: следующие выборы президента Татарстана состоятся только в середине сентября 2020 года, а изменить наименование руководителя республики надо было, как говорится, еще вчера. Значит, если Кремль пойдет навстречу региональным властям, действие нормы, которая регулирует сроки переименования глав республик, придется продлевать. Причем во второй раз — однажды центр уже дал послабление Татарстану, продлив действие закона на год.
Во второй раз это будет довольно смешно, потому что, как и в первый, произойдет по непонятным основаниям.
Но в целом более логичным будет вариант, при котором переименование отложат до истечения полномочий нынешнего президента Татарстана — это, по крайней мере, будет выглядеть более приемлемо в качестве оснований для продления срока действия закона.
Что касается договора о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром, то Туровский не сомневается в его пролонгации: «Он носит больше символический и политический характер. С помощью него республика пытается сохранить остатки своего суверенитета. Я уверен, что здесь федеральный центр возражать не будет».
Молчание прокуратуры.
Насколько вероятно, что Москва все же не договорится с властями Татарстана и те так и не переименуют президента в «главу»?
Источник, близкий к администрации президента, называет такой сценарий «возможным, но с определенными правовыми последствиями»: реакцией прокуратуры, представлениями в адрес органов власти региона и т.д.
Пока, впрочем, сложно себе представить, что федеральный центр решится на такие шаги. Татарстан, со своей стороны, может обратиться в Конституционный суд РФ по вопросу соответствия принятого федерального закона Конституции страны — по крайней мере, о таком сценарии, как о возможном, говорил в ноябре Фарид Мухаметшин.
В свое время, кстати, юристы утверждали, что наименование главы региона «президентом» не противоречит Конституции. Это было в конце 2000 года, когда депутат Госдумы от ЛДПР Евгений Ищенко внес законопроект, предусматривающий переименование президентов в «глав». Парламентарий считал, что президентский статус для первых лиц республик подразумевает «некий суверенитет», и видел в этом даже «молох развала страны».
Однако правовое управление Госдумы инициативу раскритиковало.
В отзыве на законопроект говорилось, что наименование «президент» согласуется с правилами русского языка и соответствует ч. 2 ст. 5 Конституции, согласно которой республики в составе РФ являются государствами.
С такой логикой оказались согласны и коллеги Ищенко по парламенту, отклонившие законопроект.
Cейчас и Кремль, и власти республики в целом явно не хотят обострять ситуацию. Яркое свидетельство этому — почти полное отсутствие публичных комментариев по данному вопросу и гробовое молчание прокуратуры.
«Газета.Ru» направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой сообщить, вносила ли прокуратура республики представление о неисполнении закона, если нет, то по какой причине, и каких действий следует ждать в том случае, если нарушение так и не будет устранено? В установленный законом семидневный срок ответа мы не получили. В пресс-службе прокуратуры Татарстана «Газете.Ru» сообщили, что переслали ответ в Генпрокуратуру еще в конце прошлой недели, а в пресс-службе Генпрокуратуры заявили, что не получали документа от татарстанских коллег.
Член правления Ассоциации политических юристов Олег Захаров объясняет, что формально правовые рычаги добиться исполнения закона у федеральных властей есть: «С одной стороны, надзор за тем, чтобы региональные парламенты выполняли требования федерального законодательства, возложены на прокуратуру. Прокурор вправе внести представление, указав региональным депутатам на необходимость исполнения соответствующей нормы.
Однако сроки этих действий для прокурорских работников не установлены — по смыслу закона, они должны сделать это (внести представление. — «Газета.Ru») по факту выявления нарушения, а выявление нарушения во многом зависит от них самих».
Кроме того, бездействие регионального парламента может быть оспорено в суде любым жителем республики, и суд вправе обязать парламент исправить «ошибку». В самом худшем варианте, продолжает Захаров, речь может идти даже о роспуске регионального парламента, и последнюю точку в этом случае поставит Верховный суд РФ: «Кроме того, в случаях, когда речь идет о прямом несоответствии конституции региона федеральному закону, право обратиться к региональному парламенту с соответствующим представлением имеет непосредственно президент Российской Федерации».
Центр не имеет четкой позиции в этой истории и вряд ли будет использовать какие-то санкции по отношению к Татарстану, наказывая его, говорит Туровский: «Тот ответ Путина на пресс-конференции порождает именно такое впечатление».
РОССИЯ и Татария:
ТАТАРСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ
и сегодня пытаются развалить нашу страну.
Русский Царь Иван ІV (Грозный) захватил Казань 02-12 октября 1552 года и присоединил территории ханства к Русскому царству. С тех пор это подданные и территория России.
Осада и взятие Казани, предпринятые русскими войсками под руководством Ивана Грозного в октябре 1552 года, стали логическим завершением третьего Казанского похода (июнь-октябрь 1552 года) Ивана Грозного и положили конец существованию Казанского ханства как самостоятельного государства, после этого оно вошло в состав Русского государства. Осада в июне-октябре 1552 года была пятой по счёту после целого ряда осад (большей частью неудачных), предпринятых русскими войсками в 1487, 1524, 1530 и 1550 годах.
в 1551 году всего за 28 дней под фактически осаждённой Казанью была возведена деревянная крепость Свияжск, ставшая главным опорным пунктом для взятия Казани русскими войсками.
Последний штурм Казани в октябре 1552 года оказался успешным, потому что он был тщательно спланирован, и для его осуществления русская армия применила все последние военно-инженерные достижения эпохи, которых не было у противника.
Казанская губерния — административно-территориальная единица Российской империи и РСФСР, существовавшая в 1708—1920 годах. Главный город Казанской губернии -Казань.
Казанская губерния была образована в 1708 году в ходе административно-территориальной реформыРоссийской империи, начатой Петром I. Основу губернии составила территория Казанского царства, которое формально существовало после захвата в октябре 1552 года Казанского ханства, возглавлялось царём Российского государства на правах личной унии и административно управлялось т. н. приказом Казанского дворца в Москве.
Первым казанским губернатором стал Петр Матвеевич Апраксин.
Первоначально Казанская губерния охватывала территории от Нижнего Новгорода до Астрахани и делилась на воеводства, с 1719 года — на провинции, с 1775 года — на уезды.
Казанская губерния первоначально охватывала территорию по правому и левому берегам Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Состояла из Казанского, Свияжского, Пензенского, Симбирского, Уфимского, Астраханского и других воеводств, которые с 1719 года стали называться провинциями.
В XVIII веке в разное время из Казанской губернии в самостоятельные административные единицы выделены Симбирская (1780), Нижегородская(1718), Пензенская, Астраханская (1717) и другие губернии.
В 1709 году Казанская губерния была поделена на 4 провинции, в 1725 — на 6 провинций: Казанская,Свияжская, Пензенская, Уфимская, Вятская и Соликамская. Казанская считалась провинцией высшего разряда, а все остальные — приписанными к ней. Впоследствии территория губернии неоднократно сокращалась, из её состава были выделены Астраханская, Нижегородская, Симбирская, Саратовская, Оренбургская губернии, части Вятской, Пермской, Тамбовской, Пензенской, Костромской, Владимирской, Самарской губерний. Однако Казанская губерния не утратила своих ведущих позиций.
В 1781 году Казанская губерния преобразована в наместничество (с 1796 года — вновь губерния), в которое в вошли 13 уездов. В том же году были утверждены гербы губернии и уездных городов.
В конце XVIII века в губернии насчитывалось 13 городов: Казань, Арск, Козьмодемьянск, Лаишево, Мамадыш, Свияжск, Спасск, Тетюши, Царевококшайск (Йошкар-Ола), Цивильск, Чебоксары, Чистополь, Ядрин, всего 7272 населенных пунктов.
В XIX веке значение Казани как административного центра ещё более возросло. Столица губернии стала центром учебного (1805 г.) и военного (1826 г.) округов.
Образование в Казанской губернии.
В 1718 году была открыта «Цифирная» школа при Казанском Адмиралтействе для обучения детей дьяков, духовенства и других чинов (кроме дворянства и крестьян) сочетавшая в себе обучение математике и начала профессиональных знаний.
В 1723 году при Федоровском монастыре была открыта Славяно-латинская школа для детей духовенства нацеленная на обучение грамотных священников для Казанской епархии.
Славяно-латинская школа стала базой для учреждения Казанской Духовной академии в 1797 году.
В середине XVIII века были открыты духовные училища в Цивильске, Царевококшайске (Йошкар-Оле), Елабуге.
Казань стала первым городом в российской провинции, в котором в 1759 году была открыта гимназия для обучения детей «дворян и разночинцев». Гимназия действовала под патронажем Московского университета, из которого в Казань были направлены преподаватели и где для был разработан Устав. В Казанской гимназии преподавались арифметика и геометрия, рисование, танцы, фехтование, латинский, французский, немецкий языки, а также татарский язык. Выпускниками Первой Казанской гимназии были Г. Р. Державин, С. Т. Аксаков, братья Панаевы, И. М. Симонов, А. М. Бутлеров, Н. И. Лобачевский и др. видные деятели российской науки и культуры.
В 1786 году в Казани было открыто Главное Народное училище.
Все эти учебные заведения подготовили базу для открытия в 1804 году Казанского университета — третьего по времени учреждения и значимости в России.
По состоянию на 1897 год в губернии насчитывалось 1238 учебных заведений (без медресе и мектебов), из них 1137 находились в регионах и 101 — в Казани.
В 1913 году в губернии действовало уже 4 высших учебных заведения, расположенных в Казани: Университет, Духовная академия, Ветеринарный институт, Высшие женские курсы.
Татарская Автономная ССР (1920—1990).
Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика
27 мая 1920 декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР провозглашена и с 25 июня 1920 организована Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика. Согласно данному документу в состав автономной республики вошли территории, выделенные из Казанской, Уфимской, Самарской, Вятской и Симбирской губерний. Кроме того, в декрете оговаривалась возможность присоединения Бирского и Белебеевского уездов в случае соответствующего волеизъявления населения, которое, однако, организовано не было, и данные территории в 1922 году переданы Башкирской АССР административным решением. В 1920-е годы Правительство Башкирской АССР (Башревком,СНК БАССР), БашЦИК и Башкирский обком РКП (б) делали попытки по поводу включения территории современных восточных районов Республики Татарстан в состав Башкирской автономии. В 1921 году к ТАССР была присоединена южная часть Елабужского уезда Вятской губернии, на территории которого был образован Елабужский кантон.
С 1927 по 1939 годы в документах, на знаках, транспарантах АТССР татарская письменность использовала яналиф.
В 1922 (при образовании СССР), в 1936 и 1977 (при принятиях Конституции СССР) и в 1952—1953 (при образовании в ТАССР Казанской, Чистопольской, Бугульминской областей) рассматривалось, но не было принято предложение о преобразовании ТАССР в союзную республику.
Республика Татарстан (с 1990).
Татарстан и реорганизация Союза ССР (1990—1991)
30 августа 1990 года Верховный Совет ТАССР принял декларацию о государственном суверенитете Татарии, преобразовав её в «Татарскую Советскую Социалистическую Республику — Республику Татарстан».
Органы власти Татарской ССР собирались участвовать в реорганизации СССР в составе РСФСР.
Делается немало спекулятивных, экстремистских заявлений, что якобы затевают дело об отделении, о выходе из России, даже из Советского Союза. И по этому поводу следует решительно заявить, что предоставление республике государственного суверенитета не означает ни политического обособления, ни экономической и культурной изоляции её от других республик и центральных государственных структур, ни изменения границ, тем более выхода из России и Советского Союза.
— Выступление М. Х. Хасанова (первого заместителя председателя СМ ТАССР, члена обкома КПСС) 3 августа 1990 года.
Однако, в связи с августовским путчем 1991 года руководство республики взяло курс на выстраивание самостоятельной государственной политики. Оно намеревалось участвовать в подготовке и заключении нового Союзного договора. 24 октября 1991 года Верховным Советом ТССР было принято постановление «Об Акте государственной независимости Республики Татарстан».
Определение государственного статуса (1992—1993).
Ввиду распада СССР и прекращения его существования вследствие Беловежских соглашений, 26 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Татарстан принимает Декларацию о вхождении Республики Татарстан в Содружество Независимых Государств на правах учредителя.
7 февраля 1992 года Татарская ССР — Республика Татарстан переименована в Республику Татарстан.
В конце 1991 было принято решение и в начале 1992 введена в обращение эрзац-валюта (суррогатное платёжное средство) — Татарстанские купоны.
21 марта 1992 года в Татарстане прошёл Референдум о независимости Республики Татарстан. На вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» проголосовало положительно более половины граждан республики, принявших участие в голосовании.
Однако, до этого Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 13 марта 1992 года № 3-П были признаны не соответствующим Конституции РСФСР — Российской Федерации 1978 года ряд положений Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа1990 года, ограничивающие действие законов Российской Федерации на территории Республики Татарстан, а также постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров.
31 марта 1992 года Татарстан отказывается подписать Федеративный договор. В апреле 1992 года между органами власти Российской Федерации и Татарстана прошли первые переговоры о присоединении Республики Татарстан к Федеративному договору. Они проходят в течение 1992—1993 годов, но завершаются безрезультатно.
22 мая было принято Постановление Верховного Совета о статусе Татарстана как суверенного государства.
30 ноября 1992 года вводится новая Конституция Республики Татарстан, объявляющая его суверенным государством.
В декабре 1993 года в Татарстане объявлен бойкот всероссийского голосования 12 декабря 1993 года по проекту новой Конституции России. Однако часть жителей республики принимает участие в голосовании. Большинство из них (74,84 %) проголосовало за принятие Конституции Российской Федерации, определяющей Татарстан как субъект Российской Федерации
Первый договор о разграничении полномочий.
15 февраля 1994 года в Москве Президент РФ Б. Ельцин и Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин от имени РФ и Президент Республики Татарстан М. Шаймиев и Премьер-министр Республики Татарстан М. Сабиров подписали договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». В заключённом договоре Татарстан объявлялся государством объединённым с Россией. Согласно договору Республика Татарстан получала право иметь свою Конституцию и законодательство, устанавливать и взимать республиканские налоги, вводить республиканское гражданство, устанавливать и поддерживать отношения с субъектами РФ и иностранными государствами, создать Национальный банк, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
После образования 2 апреля 1997 Союза России и Белоруссии Татарстан объявил о желании самостоятельного вступления в него как будущую «мягкую»федерацию по типу СССР.
Паспортный вопрос.
13 ноября 1997 года Государственный совет Татарстана принял постановление о приостановлении выдачи паспорта гражданина Российской Федерации нового образца (Паспорт гражданина Российской Федерации образца 1997 года). В республике продолжили выдачу населению паспортов образца 1974 года (Паспорт гражданина СССР).
На совещании представителей Администрации Президента России и руководителей Республики Башкортостан и Республики Татарстан в Уфе 15 декабря2000 года была выработана взаимно согласованная позиция по вопросу о распространении в этих республиках российских паспортов. 20 декабря 2000 года Верховный суд Татарстана признал недействительным пункт постановления Госсовета о приостановлении выдачи российских паспортов нового образца.
5 января 2001 года Правительством России было разрешено к бланкам российского паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, изготавливать вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина.
В мае 2001 года Кабинет Министров Татарстана утвердил форму вкладыша, чем санкционировал реформу по выдаче и обмену паспортов гражданина СССР на паспорта гражданина Российской Федерации. При проведении паспортной реформы отмечались случаи массовых обращений о получении паспорта нового образца без вкладыша (особенно от учащихся школ, получающих паспорта впервые), поэтому в ходе реформы (то есть по 1 июля2004 года) без вкладыша было выдано 18 % паспортов нового образца (около 580 тысяч).
Изменение Конституции Татарстана.
С 2000 года, согласно внесённым в Конституцию республики изменениям, Татарстан стал «равноправным субъектом Российской Федерации», имеющим в рамках федерации собственные суверенные полномочия по т. н. разделяемому суверенитету (вне полномочий и предметов ведения центра и совместных).
19 апреля 2002 года Госсовет Татарстана принял новую редакцию Конституции республики, приведенную в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Автомобильные номера.
Автомобильный номер республики Татарстан
После принятия Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР, до 1994 года на её территории выдавались собственные автомобильные номера, чего не было ни в одном другом субъекте федерации. Номера повторяли советские стандарта 1977 года, но слева был изображён флаг Татарстана.
С 1994 года в Татарстане, как и во всей Российской Федерации, начали выдавать номера российского образца. С 1995 года на номерах начинают печатать флаг РФ, однако в Татарстане не приняли эту практику, и до лета 2005 года на номерах отсутствовало изображение российского флага.
Новый договор о разграничении полномочий.
В 2003 году были приняты поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которые давали два года на обновление ранее заключенных договоров. Они должны были утверждаться федеральными законами.
В октябре 2005 года новый договор о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром был одобрен Госсоветом Татарстана. Прежних финансовых преференций для региона (в том числе сниженного процента налоговых отчислений в центр) в нём нет. В документе определены два государственных языка — русский и татарский, а также необходимость знания высшим должностным лицом республики обоих этих языков. Проект договора был одобрен президентом В. В. Путиным, но не был утвержден федеральным законом (был против Совет Федерации). Но в 2007 году был всёже утверждён и действует только 10 лет до 24 июля 2017 года. И явно не будет продлеваться, т.к. это даёт попытки антироссийской подоплёки татарским националистам.
ПОМНИТЕ и НЕ ДОПУСТИТЕ!!!